Что нового

  Календарь
  Полезное
  Фотогалерея
  Разговор по душам
  Контакты
 

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ ХРАМУ!

Как все начиналось
Приходские старости
Чем живем
Наши святыни
Чудеса случаются
Николай Чудотворец
Кирилл Белоезерский
Расписание богослужений
Приходской листок
Религиозное образование
и катехизация
Работа с молодёжью Домодедовского благочиния
Храмы Домодедовского благочиния
Дочки-сыночки
Архив
Ссылки

 

Ну и погода в Домодедово - Поминутный прогноз погоды

 
 

Миссионерский отдел Московской епархии

 
Приходские старости
в изложении и комментариях деда Перфила,
краеведа и краелюба

История вторая. Священник Екатеринославского гренадерского полка Лукиан Товаркин

     Время – удивительная вещь. Горячая новость, которую долго обсуждала вся округа, через сто лет становится преданием, известным лишь единицам. Через двести лет и оно стирается из людской памяти. Только архивы в своих пыльных папках хранят эти «старости». Извлеченные из архивов, яркие события давно минувших дней вновь становятся если и не сенсацией, то уж наверняка – интересными и обсуждаемыми новостями.
     Наши последние архивные изыскания свидетельствуют о том, что в Никольском храме села Лямцино с 16 декабря 1822 г. по 1839 г. служил бывший священник Екатеринославского гренадерского полка отец Лукиан Иоаннов Товаркин [1-5], участник Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов Русской Армии 1813-1814 гг.
     Отец Лукиан по тем временам получил блестящее образование в Санкт-Петербургской Армейской семинарии [1], основанной в июне 1800 г. любимцем императора Павла I, обер-священником Российской армии и флота П.Я. Озерецковским. В эту семинарию принимали почти исключительно детей военных и флотских церковно- и священнослужителей. Будущие профессиональные военные пастыри изучали духовные, светские и некоторые армейские науки и иностранные языки  [9].
     В.М. Котков в своей работе «Военное духовенство России» [9] приводит сохранившуюся «Ведомость о учениках Армейской Семинарии за сей 1800 г.». Среди учеников низшего грамматического класса за номером 48 в ней значится «Лукьян Товаркин,13 лет, отец – военный церковник».
     По окончании курса наук в Армейской семинарии, Лукьян Товаркин 24 ноября 1811 г. был рукоположен во священника в Екатеринославский гренадерский полк. Это был один из самых именитых полков Царской России. Достаточно сказать, что с 25 марта 1864 г. полк стал именоваться Первым лейб-гренадерским Екатеринославским Его Величества Императора Александра II полком. В разные годы его шефами были императоры Александр II, Александр III и Николай II [13].
     С момента своего формирования в 1756 г. гренадеры Екатеринославского полка участвовали в многочисленных сражениях Семилетней войны 1756-1763 гг. (Цорндорф, Егерсдорф, Кунерсдорф). Полк отличился в Польском походе 1768 г. и войнах с Турцией 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.; кампании в Польше 1792 г. и 1794 г., Италийском и Швейцарском походах А.В. Суворова [11].
     С 1805 по 1807 гг. Екатеринославский полк находился в составе коалиционных войск, выступавших против наполеоновской армии. Гренадеры сражались при Муронгейне, Вальсдорфе, при Прейсиш-Эйлау и Фридланде. После вступления армии Наполеона в пределы России Екатеринославские гренадеры прикрывали отступление русских войск у Валутиной горы, при Дубине, Гедеонове, Колодне, Строгани и Заболотье [11].
     Вместе со своим полком отец Лукиан был под пулями Бородина [14]. В Бородинском сражении Екатеринославский полк располагался на левом фланге позиции, в составе Первой гренадерской дивизии генерала П. А. Строганова, входивший в состав третьего корпуса генерал-лейтенанта Тучкова-первого. Когда французы завладели деревней Утица и повели наступление далее, весь их успех был парализован стойкостью гренадер. Неоднократные и ожесточенные атаки были храбро отбиты. Сам корпусной командир генерал Тучков водил свои полки в бой и пал, смертельно раненный. Командир Екатеринославских гренадер – полковник Криштофович – неоднократно бросавшийся с частями полка в атаку и отбивший два неприятельских орудия, также был ранен [10].

Памятник гренадерам 1-ой дивизии на Бородинском поле

Памятная доска на восточной стороне памятника солдатам и офицерам 1-ой гренадерской дивизии генерала П.А. Строганова

     После Бородина полк отца Лукиана сражался при Тарутине, Малоярославце, под Красным. В кампанию 1813 г. полк участвовал в сражениях при Лютцене и Баутцене, Дрездене, Кульме и «битве народов» под Лейпцигом, в осаде Магдебурга. В 1814 г. екатеринославцы сражались при Ла-Ротьере, Монмирайе, в битве за Париж. 30 ноября 1813 г. за подвиги в кампаниях 1812-1813 гг. полку были высочайше пожалованы знаки на кивера «За отличие» [12].
     О ратном подвиге военных священников в годы Отечественной войны следует сказать особо. В каждом полку Русской регулярной армии и народном ополчении были священники, честно делившие с солдатами и офицерами все тяготы и невзгоды войны, нередко шедшие с ними на смертный бой. Богослужения и молебны, регулярно проводимые полковыми священниками, поднимали боевой дух воюющей армии. Перед сражением, обходя позиции своих полков, священники напоминали солдатам об их долге и присяге. На поле брани, под неприятельским огнем они напутствовали умирающих, утешали раненых, а при необходимости воодушевляли солдат личным примером – вставали с крестом в руке впереди полка, увлекая его в атаку.
     Полковые священники приравнивались к офицерам в звании «капитан» и имели соответствующие им права. Солдаты были обязаны отдавать им честь и называть их «Ваше Благоволение» [12].
   Согласно данным архива Священного Синода, в 1812 г. в ведомстве армейского духовенства состояло 240 человек, около 200 из них участвовали в Отечественной войне и заграничных походах 1813-1814 гг. [15]. Некоторые авторы [9] приводят данные о том, что в 1812-1814 гг. более 50 армейских священников погибли в боях, были ранены и умерли от ран и болезней.
     Л.В. Мельникова в своей часто цитируемой другими исследователями работе «Армия и Православная Церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн» [14] на основе послужных списков, приказов о награждениях священнослужителей и других документов Священного Синода и Военно-исторического архива (РГВИА) приводит наиболее полный список военного духовенства, принимавшего участие в войне 1812 г. В этом списке под номером 164 значится священник Екатеринославского полка Лукиан Товаркин – «участник Бородинской битвы, Малоярославецкого, Красненского сражений, награжденный скуфьею». За время 12-ти летней беспорочной службы в Екатеринославском гренадерском полку отец Лукиан получил следующие знаки отличия [1]:
- 26 ноября 1814 г. серебряную медаль, установленную в память 1812 г.

   

Серебряная медаль в память Отечественной войны 1812 г.
(аверс и реверс)

- 3 сентября 1826 г. серебряную медаль на голубой и георгиевской лентах «За взятие г. Парижа в 1814 г.». (По мнению сотрудников архива ЦИАМ, это награждение для священников является редчайшим в Московской епархии).


Серебряная медаль За взятие Парижа 19 марта 1814 г.
(аверс и реверс)

- 4 марта 1818 г. бронзовый крест на владимирской ленте «1812 год» для «ношения на персех».

   

Бронзовый наперсный священнический крест. 1812 год
(аверс и реверс)

- 27 января 1817 г. «всемилостивейшее» (то есть указом императора) награжден за «отличные подвиги 1812, 1813, 1814 гг.» фиолетовою бархатною скуфьею.
- 17 мая 1820 г. Государем императором Самодержцем Всероссийским за усердную и ревностную службу награжден бархатною фиолетовою камилавкою.
     Честно говоря, меня поначалу несколько смутила дата награждения отца Лукиана медалью «За взятие г. Парижа в 1814 г.».  Вполне себе боевая медаль, а дата вручения – 3 сентября 1826 г. Что это – юбилейное награждение? Однако, более подробное знакомство с историей этой награды опровергло мои сомнения. Оказывается, Император Александр I утвердил положение о медали «За взятие Парижа» 30 августа 1814 г. Но из-за реставрации на французском троне «венценосного собрата» и, не желая обижать французов, изготовление медалей и награждение ими было отложено на неопределенный срок. Такой вот был у нас, говоря современным языком, «толерантный и политкорректный» император. Его брат – император Николай I, видимо не испытывал особого пиетета к французам. Придя к власти в результате известных событий декабря 1825 г., он уже в марте 1826 г. вновь утвердил медаль за взятие Парижа и, предварительно освятив отчеканенные медали на могиле своего брата – императора Александра I, немедленно приступил к награждению участников взятия Парижа и участников зимне-весенней кампании 1814 г. Медаль изготавливали из серебра: на лицевой ее стороне отчеканен профиль императора Александра I в лучах, ниспадающих от треугольника со «Всевидящим Оком». На оборотной стороне медали сделана надпись в пять строк: «За- взятие-Парижа-19 марта-1814», окруженная венком из лавровых ветвей. Носили медаль на ленте, соединенной из цветов голубой Андреевской ленты и черно-оранжевой ленты ордена Св. Георгия [16].
     Серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 г.», которой был награжден отец Лукиан, была учреждена 5 февраля 1813 г. Ей награждали всех непосредственных участников Отечественной войны 1812 г. без различия чинов, должностного положения и степени личных заслуг. Для получения этого знака отличия требовалось одно важное условие: несмотря на то, что война с Наполеоном длилась до середины марта 1814 г.; право на ношение медали получали лишь те, кто участвовал в боях до конца 1812 г., то есть в пределах России. Медаль следовало раздавать «строевым чинам в армиях и ополчениях всем без изъятия, действовавшим против неприятеля в продолжении 1812 г.» Из нестроевых чинов право на ношение медали имели лишь священники и медицинские чины, «кои действительно находились во время сражений под неприятельским огнем». При этом император требовал представлять «об них всякий раз мне именные списки» [16].
      На лицевой стороне медали изображено «Всевидящее Око» или «Око Провидения» - как символ Божественного Всевидения и Всемогущества.  «Всевидящему Оку» как нельзя лучше соответствовала надпись из четырех строк на обороте медали: «Не нам, - не нам – а имени Твоему». Она представляет собой усеченную цитату из 9 стиха 113 псалма царя Давида. Полностью эти слова звучат так: «Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей». Носили медаль на голубой Андреевской ленте.
     Для награжденных медалью в память 1812 г. она была драгоценной реликвией,  медаль эту почитали во всех слоях русского общества, и воспринимали, как свидетельство участия награжденного в общенациональном подвиге. Некоторые декабристы – участники войны 1812 г.,  после возвращения из Сибири ходатайствовали о восстановлении своих прав на ношение именно этой награды, смиряясь или даже оставаясь совершенно равнодушными к потере других наград иногда и более высоких по своему достоинству [16].
     Бронзовый крест на владимирской ленте с надписью «1812 год», обладателем которого был отец Лукиан, установлен Высочайшим манифестом от 30 августа 1814 г. в качестве награды для российского духовенства, священнодействовавшего во время Отечественной войны. Это знак признания высоких заслуг всего священства со стороны церковной власти и императора [15].
     В Екатеринославском гренадерском полку отец Лукиан Товаркин беспорочно служил 12 лет. В 1822 году он по причине слабого здоровья был уволен от службы [1].
     2 сентября 1822 г. священнику Лукьяну Иванову Товаркину из Московской Духовной Консистории был указ за № 3624 об определении на время во священника к церкви с. Покровского, Подъелки тож [6]. Уже в декабре 1822 г.  его переводят из Покровской церкви села Покровское в Николаевскую церковь села Лямцино [1].
     Отец Лукиан был женат на Екатерине Яковлевой. Согласно «Ведомости о церкви Св. Николая Чудотворца в селе Лямцине за 1829 г.» ей было в это время 37 лет, отцу Лукиану – 41 год [1]. У отца Лукиана и матушки Екатерины было два сына – Василий и Лев и две дочери – Мария и Анна [5]. Своим сыновьям отец Лукиан дал фамилию Екатеринославские – в честь и память любимого им полка  [2]. В то время очень часто дети священно- и церковнослужителей получали иные фамилии, чем их отцы. Отсюда, видимо, в нашем священстве так распространены династии с благозвучными фамилиями: Архангельские, Рождественские, Розановы, Кипарисовы и другие. Старший сын отца Лукиана Василий Екатеринославский в 1836 г. окончил богословский курс Московской Духовной Семинарии [5] и, возможно, стал основателем священнической династии Екатеринославских.
     По церковной ведомости за 1838 г. значится, что при Николаевской церкви села Лямцино служит священник Лукиан Иоаннов Товаркин, 49 лет, вдовый  [2]. Скончался отец Лукиан предположительно в 1839 году. 14 октября 1839 г. на его место был назначен отец Василий Сергеев Ренский  [2]. Его женой была Мария Лукианова – старшая дочь отца Лукиана [5]. Возможно, что похоронен отец Лукиан в пределах ограды нашего храма. К сожалению, храмовый некрополь был разрушен «до основания» в советские годы.

Ваш дед Перфил.   20 ноября 2016 г.

P.S. Хочу порадовать жителей села Кутузова и всех прихожан еще одной «старостью».
Когда я закончил писать историю про отца Лукиана Товаркина, выяснилось, что в Кутузовской церкви Рождества Христова с 1832 по, предположительно, 1838 г. служил отец Василий Петров Куров, бывший полковой священник Симбирского пехотного полка,  «при котором был с начала кампании против французов с 1812 г., 1813 г., 1814 г. во все время до Парижа и обратно с полком находился и был при сражении при Бородине, за что награжден был серебряной медалью «В память 1812 г.» [8].
Многие из прихожан помнят, что наш настоятель протоиерей Александр Трушин организовал в Домодедовском филиале Российского Нового Университета в 2012 г. выставочную экспозицию, посвященную 200-летию Отечественной войны 1812 года. Экспозиция эта имела широкий резонанс в районе и городе, ее посетил наш правящий архиерей – Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Сейчас при храме по инициативе настоятеля создан военно-патриотический музей. Часть его экспозиции также посвящена войне 1812 года. Почему именно в нашем приходе эта тема столь актуальна и востребована? Вряд ли теперь стоит отрицать, что наверное существует всем этим начинаниям незримая поддержка с Небес. Ведь для нас православных «у Бога все живы».

Список использованных архивных и литературных источников.

  1. ЦИАМ, ф.203, оп.744, д.1816, ч.3, л.73-76
  2. ЦИАМ, ф.203, оп.744, д.2049, ч.16, л.494-498
  3. ЦИАМ, ф.203, оп.744, д.2075, ч.16, л.470-473
  4. ЦИАМ, ф.203, оп.744, д.2299, ч.14, л.436-439
  5. ЦИАМ, ф.203, оп.746, д.898, л.79-80
  6. ЦИАМ, ф.203, оп.207, д.342
  7. ЦИАМ, ф.203, оп.744, д.1627, ч.2, л.41-43
  8. ЦИАМ, ф.203, оп.744, д.1906, ч.5, л.170-173
  9. В.М. Катков. Военное духовенство России. СПб, 2003 г.
  10. Екатеринославские гренадеры с 1642 по 1912 гг. Издательство товарищества скоропечатни А.А. Левенсон. М.; 1912 г.
  11. Краткая история I-го лейб-гренадерского Екатеринославского полка. Типография В.В. Исленьева. М., 1889 г.
  12.  Э.А. Циглеев. Екатеринославский гренадерский полк в Отечественной войне 1812 г. и Освободительном походе 1813-1814 гг. Гуманитарные и научные исследования. 2015 г., №7 (электронный ресурс)
  13. Русская императорская армия. Интернет ресурс: www.regiment.ru
  14. Л.В. Мельникова. Армия и Православная Церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн. М., Кучково поле, 2007 г.
  15. Л.В. Мельникова. Отечественная война 1812 г. и Русская Православная Церковь. Московские епархиальные ведомости. №7,8 за 2012 г.
  16. Н.А. Ионина. Сто великих наград. М., Вече. 2006 г.

Здесь и далее:  ЦИАМ – Центральный Исторический архив города Москвы, ф. –фонд, оп. – опись, д. – дело, ч. – часть, л. – лист.

 

 

 
   
 
 
Евангельские чтения дня
 
   
 Copyright © 2007 Web-дизайн  

nik.hram@yandex.ru