Что нового

  Календарь
  Полезное
  Фотогалерея
  Разговор по душам
  Контакты
 

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ ХРАМУ!

Как все начиналось
Приходские старости
Чем живем
Наши святыни
Чудеса случаются
Николай Чудотворец
Кирилл Белоезерский
Расписание богослужений
Приходской листок
Религиозное образование
и катехизация
Работа с молодёжью Домодедовского благочиния
Храмы Домодедовского благочиния
Дочки-сыночки
Архив
Ссылки

 

Ну и погода в Домодедово - Поминутный прогноз погоды

 
 

Миссионерский отдел Московской епархии

Приходские старости
в изложении и комментариях деда Перфила,
краеведа и краелюба

История деcятая.
С Новым…. 1903 годом!

    С начала 1990-х годов, когда церковная жизнь нашего Никольского храма только начала возрождаться, попечением его настоятеля - отца Александра Трушина - появилась благочестивая традиция встречи Нового года за ночным богослужением с 31 декабря на 1 января. С каждым годом эта традиция укрепляется и становится все более популярной. В наши дни многие прихожане с радостью приходят в храм и принимают участие в новогодней литургии.
    Оказывается, традиции встречать Новый год в церкви очень много лет.
    Чудесным образом наш настоятель и прихожане лишь возобновили благочестивый обычай, который уже существовал в начале ХХ века! В доказательство привожу историческую записку о праздновании Нового года в Никольском храме села Лямцина Бронницкого уезда Московской губернии. Записка эта найдена в Российском Государственном Историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге [1].


Новогодняя открытка начала ХХ века

    Составлена записка лицом, пожелавшим остаться неизвестным. Однако по особенностям текста и другим косвенным признакам можно предположить, что это был человек, хорошо знавший церковную жизнь села и, вероятно, принадлежавший к духовному сословию. Скорее всего, автором этой записки был сын настоятеля храма того времени Димитрия Тимофеевича Воронцова – Иоанн Димитриевич Воронцов. Он пошел по стопам отца и стал священником. Привожу текст записки полностью.

«Молитвенная встреча Новаго года в селе Лямцыне Бронницкаго уезда
Московской губернии
    По распоряжению нашаго заботливейшаго Архипастыря – Владыки Митрополита Владимира, Москва, вот уже несколько лет, Новый год встречает молитвой в храме. Этот душеспасительный, симпатичный обычай, по примеру Белокаменной столицы, начал мало-по-малу прививаться и в сельских приходах. В религиозно-воспитательном отношении его действие на население нашего Лямцынского прихода чрезвычайно велико и благотворно, и дай Бог, чтобы он, как можно скорее, вошёл в обыкновение повсеместно.
 Кто живал или бывал в деревне во время святок, тому хорошо известно, что одними из святочных удовольствий деревенской молодёжи являются ряженье и гаданье, которыя всей своей отвратительной полноты достигают накануне Новаго года. Печальнее всего то, что местное население признаёт это обычным порядком вещей, нормальностию и в оригинальности ряженья видить проявление ума и сметливости; а за оригинальностию дело не стоит. Человек ради безумнаго удовольствия, ради пошлой шутки совершенно забывает в это время, что он царь природы, совершеннейшее творение Божие, украшенное образом и подобием Божиим. Он приравнивает себя к безсловесным животным, наряжаясь медведем, козой и т.п., а безумство некоторых доходит даже до желания изобразить из себя исконнаго врага нашего спасения – сатану. А после всё это заканчивается ещё и попойкой крепких напитков. Подумаешь об этом святочном удовольствии деревенской молодёжи и невольно удивляешься, до чего может дойти человеческое легкомыслие. Ряженые сами, так сказать, отдают себя в объятие диавола да и других невольно вводят в соблазн. С гиканьем, песнями, плясками и непристойными прибаутками бродит толпа ряженных по селу, привлекая к себе толпу любопытных.


Новогодняя открытка начала ХХ века

Но ряженьем развлечения молодёжи не кончаются: к полуночи придумывается ещё одна дикая забава – гаданье. Ходят, например, по селу подслушивать к чужим избам, а то и в соседнюю деревню, и, если в избе слышится весёлый говор, весело пройдёт наступающий год, если же там плач, жди горя или несчастия.


Новогодняя открытка начала ХХ века

Кидают башмак с ноги и по его носку судят о своём суженном; льют воск и олово и по его форме стараются истолковать свою жизнь в наступающем году, а некоторые храм Божий – место селения славы Бога, от Котораго всецело зависит вся наша жизнь, обращают в оракул. Даже старики и отцы семейств, обязанные служить примером для детей своих, и те иногда не прочь погадать под Новый год. Они идут, например, к гумну и таскают колос из скирда, если колос попадёт полный, значит будет год урожайный, а попади колос пустой – беда, жди голодухи.
В таких-то и подобных развлечениях проводилось время под Новый год в нашем селе и всём приходе. Далеко, далеко за полночь гуляла не в меру развеселившаяся и подкрепившаяся горячительным молодёжь и забывала она, что творимыя ею безобразия происходили накануне великаго праздника. Не мудрено, поэтому, что, утомленные подобными беснованиями и алкоголем, очень немногие, особенно из молодёжи, являлись наутро в храм Божий к службе, предпочитая её отдыху. Ненормальность эта существует на Руси изстари, и ведёт своё начало от языческих празднеств наших предков. С повсеместным развитием образования, при постоянном напоминании пастырей о душепагубности подобнаго времяпровождения под Новый год, эти обычаи должны бы, кажется, прекратиться, но они и доселе существуют и, вероятно, будут существовать, если не встретят себе действительной преграды – полунощнаго молебна под Новый год. Ожидание молитвенной встречи Новаго года радикально изменяет настроение человека.


Новогодняя открытка начала ХХ века

Такая духовная преграда произошла и в нашем Никольском храме трудами любимаго народом пастыря Димитрия Воронцова и особенно ревностных прихожан, кои с большим воодушевлением восприняли распоряжения своего заботливейшего владыки Владимира – митрополита Московского, – опытнейшего борца с языческими соблазнами и пьянством, утвердителя чистоты Православной веры. Уже с наступлением сумерек приход наш начинает ждать чего-то особеннаго, радостнаго, светлаго и под влиянием этого настроения всё приобретает действительно праздничный вид. Если и молодёжь продолжает резвиться, то их игры и забавы происходят в пределе умеренности, да и те скоро кончаются. Уже с семи часов вечера все чинно расходятся по домам и на улице наступает желательная тишина. В домах зажигаются лампады и вместо песен, плясок и всяких безчинных развлечений ведётся мирная семейная беседа. Время близится к полночи. К храму подходят селяне и подъезжают жители приходских деревень. Вот уже без нескольких минут 12 часов. Раздаётся удар и распространяется плавно по окрестности, как бы возвещая угомонившимся жителям прихода, что настоящий год отживает свои последние минуты и не далёк уже новый. Всколыхнулся приход, везде зажигаются огоньки и селяне в праздничных нарядах, перегоняя друг друга, спешат в храм Божий. Каждому хочется застать молебен сначала. А храм уже освящён и в ночной тишине представляется взорам воинству спасительным маяком. Необъяснимо, но чем-то радостно веет в храме, что-то особенно благодатное чувствуется каждому в это полунощное время. И встают, невольно встают в сознании каждаго жизненные вопросы: что-то новаго принесёт грядущий год? Чем порадует «матушка-кормилица» земля пахаря? Не будет ли этот год последним в жизни? Что хорошего в минувший год сделано для спасения души своей? Свято ли мы исполнили заповеди о любви к Богу и ближним? И Святая Церковь, как заботливая и чадолюбивая наша мать, предвидя в нас эти жгучие вопросы, которыми обезпокоивается праздничное наше настроение, подаёт нам руку помощи и в своих молитвословиях научает нас просить Бога «всея твари Содетеля, времена и лета по Своей власти положившаго – благословит начаток и провождение наступающаго сего лета благостию человеколюбия Своего; даровать нам времена мирны, благорастворенны  воздухи, дожди благовременны, ранны же и поздны, росу плодоносну, ветры мерны и благорастворенны и теплоту солнечную, а главное милостивно нынешнее благодарение и мольбу нас недостойных рабов своих в пренебесный Свой жертвенник прияти и простити нам и всем людем Своим все согрешения вольная и невольная в мимошедшем лете зле нами содеянная, и благостию Своею утолить в нас вся вражды, нестроения и междоусобныя брани, даровать нам мир, твёрдую и нелицемерную любовь, благочинное строение и добродетельное житие и, наконец, избавить нас от всех бед, от всякия скорби, гнева и нужды, от всех врагов видимых и невидимых Своих ополчением».
 Молебен кончается. Удовлетворённое молитвою религиозно-нравственное чувство христианина изливается по выходе из храма в форме обычных поздравлений друг друга, «с новым годом, новым счастьем», и радостно-счастливые расходятся прихожане по домам, чтобы, отдохнувши, утром снова по призыву колокола итти в храм Божий на молитву; и чувствуют они, что наше счастье не в пении песен и пляске, не в гадании и ряженье, а в Боге, Который есть милостивый Раздаятель всяких благ и счастия.
Наблюдатель и обозреватель онаго,
Января 15 дня 1903 года».

     Теперь, когда Вы, дорогие читатели, познакомились с этой чудесной запиской, хочу и я поздравить Вас уже с наступающим ныне Новым 2019 годом и Рождеством Христовым.
Века проходят, а пожелания добра, радости и мира в наступающем году не устаревают.Будьте счастливы и здоровы! Помощи Божией во всем!

                                                                          Ваш дед Перфил
                                                                          24 декабря 2018 года

Список использованных архивных и литературных источников:

  1. РГИА. Ф. – 796. – Оп. 187 (1906 г.). – Д. 7861. – С. 47–49об. 

© Дед Перфил. Приходские старости. 2018 г.
При перепечатке ссылка на сайт храма обязательна.

 

 
   
 
 
Евангельские чтения дня
 
   
 Copyright © 2007 Web-дизайн  

nik.hram@yandex.ru