Что нового

  Календарь
  Полезное
  Фотогалерея
  Разговор по душам
  Контакты
 
 
Как все начиналось
Чем живем
Наши святыни
Чудеса случаются
Николай Чудотворец
Кирилл Белоезерский
Расписание богослужений
Приходской листок
Работа с молодёжью Домодедовского благочиния
Храмы Домодедовского благочиния
Фотографии иеромонаха Юлия Викторова
Ссылки


РАСПИСАНИЕ АВТОБУСОВ
 
 

 
 

Пост да молитва небо отворяют.

    Рождественский пост - последний многодневный пост в году с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января) включительно. Ещё одно название Рождественского поста – Филипповки, так как заговенье приходится в день памяти св. апостола Филиппа.

Установление Рождественского поста.
     Рождественский пост упоминается в исторических источниках с IV века, хотя есть мнение, что традиция этого поста выросла из поста накануне праздника Богоявления, отмечавшегося с III века. Этот пост, как и остальные, берёт своё начало от древнехристианского обычая поститься накануне великих праздников. Изначально Рождественский пост длился семь дней, затем несколько дольше. В IX веке преподобный Феодор Студит пишет, что пост в студийском монастыре перед праздником Рождества Христова начинается с 14 ноября (28 ноября по новому стилю). Но во многих местах сохранилась практика недельного поста, лишь в XII веке в Константинополе было постановлено, чтобы все христиане постились перед праздником Рождества Христова  40 дней.  В пятом веке - Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом - Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом - св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом - преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и по сей день звучат в храмах.
     Заговенье на Рождественский пост приходится на день памяти св. апостола Филиппа. Заговенье - подготовка к говенью. Говение  - духовная подготовка к чему-либо,  входит в пост, но, прежде всего, это усиленная молитва, милосердие, милостыня, смирение и примирение с ближними.
     Вот как описал заговенье перед Филипповками писатель Иван Шмелёв: «Заговины — как праздник: душу перед постом порадовать. Так говорят, которые не разумеют по духовному. А мы с Горкиным разумеем. Не душу порадовать, — душа радуется посту! — а мамону, по слабости, потешить. <…> Рабочему народу дают заговеться вдоволь, — тяжелая зимняя работа: щи жирные с солониной, рубец с кашей, лапша молочная. <…> Заговины у нас парадные. Приглашают батюшку от Казанской с протодьяконом — благословит на Филиповки. Канона такого нет, а для души приятно, легкость душе дает — с духовными ликами вкушать. Стол богатый, с бутылками «ланинской», и «легкое», от Депре-Леве. Протодьякон «депры» не любит, голос с нее садится, с этих-там «икемчиков-мадерцы», и ему ставят «отечественной, вдовы Попова». Закусывают, в преддверие широкого заговенья, сижком, икоркой, горячими пирожками с семгой и яйцами. Потом уж полные заговины — обед. Суп с гусиными потрохами и пирог с ливером. <…> Подают заливную осетрину, потом жареного гуся с капустой и мочеными яблоками, „китайскими", и всякое соленье, моченую бруснику, вишни, смородину в веничках, перченые огурчики-малютки, от которых мороз в затылке. Потом — слоеный пирог яблочный, пломбир на сливках и шоколад с бисквитами».
     Ах, как всё это было вкусно и богато! Мы сейчас сказали бы «праздник живота». А потом был пост – время воздержания душевного и телесного. Сейчас мы не празднуем начало поста, а ждём его торжественного завершения – разговение. Пост заканчивается в ночь с 6 на 7 января с появлением первой звезды, указавшей волхвам путь к младенцу Иисусу.  Последний день Рождественского поста называют Сочельник. Это слово произошло от названия блюда — сочиво.  Сочивом  называлась смесь из обваренных зерен гороха, бобов или чечевицы («сочевицы»), смешанных с семенным соком или миндальным, ореховым, маковым, конопляным  «молоком».  В более древние времена сочиво называли «коливом» — пшеница с медом и сладкими овощами. Сочиво готовится в память о посте пророка Даниила и трех отроков, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан 1:8).  По церковному уставу сочиво едят вечером 6 января после полного воздержания от пищи в течение всего дня. В качестве напитка готовили «узвар» (взвар) из сухих яблок, груш, слив, изюма или вишен.


Для чего нам нужен Рождественский пост? 
     «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления», — писал Иоанн Златоуст.
     Нам, современным людям, стоит прислушаться к словам Иоанна Златоуста. Многие из нас могут отказать себе в гастрономических удовольствиях, тем более что здоровое питание сейчас модно - добровольный отказ от излишков в питании. Конечно, это хорошо, но пост – это в первую очередь не телесная диета, а духовная. Люди, соблюдающие пост, как диету, при всей видимости воздержания в то же время совсем не воздерживаются от оскорблений, осуждений окружающих и тайной гордыни, за то, что «я то - верующий, я – молодец, держу пост!».
     В первую очередь Рождественский пост дан нам, чтобы мы подготовились  к Рождеству Христову, и пришли к этому великому дню с чистой душой, светлыми помыслами и открытым сердцем. Именно для этого нам дан пост, для очищения души и тела, покаяния и молитвы. Вот что писал Иоанн Кронштадский: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21:34), а чрез то отпадаем от Источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы, и там научились Божественной премудрости. И как человек унижает себя чревоугодием, объядением и пьянством! Он извращает свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту бессловесному, и даже делается хуже его. О, горе нам от пристрастий наших, от беззаконных навыков наших! Они препятствуют нам любить Бога и ближних и исполнять заповеди Божии; они коренят в нас преступное плотское себялюбие, коего конец - погибель вечная. Поститься и потому христианину необходимо, что с вочеловечением Сына Божия природа человеческая одуховлена, обожена, и мы поспешаем к Горнему Царствию, которое не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14:17); Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1 Кор. 6:13). Есть и пить, то есть иметь пристрастие к чувственным удовольствиям, свойственно только язычеству, которое, не зная духовных, небесных наслаждений, поставляет всю жизнь в удовольствии чрева, в многоядении и многопитии. Оттого Господь часто обличает в Евангелии эту пагубную страсть... Кто отвергает посты, тот забывает, отчего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания) и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне (постясь сорок дней и ночей), тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще чрез невоздержание, как это и было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, - ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел".
     Таким образом, через пост мы приходим к единению с Богом, к просвещению нашей души. Не зря наши предки говорили «Пост да молитва небо отворяют».


Гастрономия Рождественского поста.
     В преддверии поста, особенно это ярко видно перед Великим постом, в СМИ появляются заманчивые заголовки, обещающие рассказать нам рецепты старорусской кухни и вкусных блюд. Конечно, мы хотим вкусно есть и в пост, но это не должно становиться для нас самоцелью. Как и что ели наши предки и не стоит ли и нам перенять их опыт?
     В дни поста готовили щи, уху, рассольник. К щам пекли или жарили в масле пироги с кашами, грибами, капустой, а в дни нестрого поста с рыбой. Готовили и блины, и оладьи, и каши (гречневые и овсяные). В домах аристократов тоже не было особого разнообразия: подавали отварную капусту, политую постным маслом; ели кислые грибные щи. Даже в ресторанах и трактирах выбор блюд был достаточно скромным. В  знаменитом "Строгановском" трактире Петербурга, посетителям предлагали грибы, гретые с луком, капусту шатковую с грибами, грибы в тесте, галушки грибные, грибы холодные под хреном, грузди с маслом, гретые с соком. Кроме грибов в меню входили горохи мятые, битые, цеженые, кисели ягодные, овсяные, гороховые, с патокой, сытой и миндальным молоком. Чай в эти дни пили с изюмом и медом, варили сбитень.
     А ещё готовили луковники – постные пироги с луком. Предлагаем вам рецепт такого печива.

Ингредиенты для "Постный пирог "Луковник" на рисовом отваре":
Рис (для отвара) — 0,5 стак.
Вода (для отвара) — 3 стак.
Мука  — 3 стак.
Сахар — 4 ч. л.
Соль — 1,5 ч. л.
Масло растительное (для обжаривания лука + 3 ст. ложки в тесто) — 100 мл
Лук репчатый — 1 кг
Дрожжи (сухие) — 2 ч. л.
     Для рисового отвара нам понадобится полстакана риса. Рис хорошо промыть, до чистой воды. В кипящую воду (3 стакана) добавить рис. Варить до состояния, когда рис хорошо разварится, превратится в кашу. Отвар слить. Я делаю это через дуршлаг, хорошо перетирая рис ложкой. Отвар получается как кисель. (Рис остается и не используется, в отвар нужна вся жидкость с него, поэтому его хорошо "выжимаем"). Отвара выходит ровно стакан, и оставляем его остывать до комнатной температуры. В это время готовим начинку: лук репчатый чистим и крошим. Обжариваем на растительном масле до золотистого цвета. Посолим, можно поперчить - начинка готова. Из указанных продуктов замесить мягкое тесто (смешать дрожжи с мукой, добавить сахар, рисовый отвар, растительное масло (2 столовые ложки) и соль), поставить подходить в теплое место до увеличения теста в 2 раза. Тесто разделить на 3 части. Каждую часть смазать луковой начинкой. Сложить три пласта теста друг на друга, затем разрезать сложенные лепёшки на 16 частей. Из каждого трёхслойного сегмента скрутить рогалик (круассан). В разъемную форму или в любую какая есть, кладем наши рогалики. Ставим на расстойку 30 минут. Выпекаем до готовности при температуре 180 градусов. Пирог получается пышным и очень вкусным! За его рецепт спасибо Janecheh с сайта povarenok.ru.
     На всякий случай напомним, что на время Рождественского поста исключаются из рациона: мясо, яйца и молочные продукты (сливочное масло, сыр, молоко), стоит ограничить себя и в сладостях. Рыба разрешается в субботние и воскресные дни, великие праздники и в дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Вино в умеренном количестве допустимо в субботние и воскресные дни, а также в дни памяти наиболее чтимых святых.

Напоминания постящимся.
     Перед тем как начать поститься попросите благословения у батюшки. Он поможет вам выбрать степень строгости поста. Кому-то нужен строгий пост, а кому-то облегчённый, всё зависит от уровня нашей духовной крепости и от состояния нашего здоровья. Взвалив на себя непосильную ношу строго поста, мы будем и сами мучиться и других мучить в своём раздражении, а для некоторых облегчённый пост станет соблазном. Поэтому так важно посоветоваться со священником, чтобы не впасть в крайности и нести пост с душевной радостью.
     Во время поста верующие не должны забывать о постоянной духовной работе, о молитве, покаянии, помощи ближним и нуждающимся людям. Без такой работы и толку немного будет. Предложите детям сделать «копилку» добра, например банку с надписью «Добрые дела», куда ребёнок будет каждый день складывать свои  добрые дела, записанные на листочках бумаги. Не помешает и взрослым блокнот таких дел. Наградой станет духовное развитие и, конечно же, рождественские подарки.
     Стоит помнить и о том, что пост это не медицинское, диетическое мероприятие и не надо болеющим с радостью держать строгий пост, при некоторых заболеваниях это нанесёт вред здоровью (посоветуйтесь с врачом). Так же стоит помнить и о послаблении для беременных, детей, военнослужащих, трудящихся и путешествующих. Особенно осторожно надо вводить в пост детей, не стоит отказывать им совсем в мясе и молочной продукции. Лучше ограничить сладости.
     Что касается Нового года, то не стоит осуждать своих родных и близких.  Найдите компромисс – сделайте праздничный стол с постными и со скоромными блюдами. Возможно, что постные блюда окажутся вкуснее. Главное - не отвратить родных и друзей от веры.
     Постарайтесь ограничить себя в светских развлечениях: телевидении, интернете, театре. Почитайте святых отцов, послушайте духовные песни, или почитайте рекомендованную художественную литературу, которая в большом ассортименте имеется в нашей церковной лавке.
     И помните, что из поста надо выходить постепенно, не предаваясь в день разговения такому греху как чревоугодие.
     И самое главное – «не ешьте» людей!

Анастасия Медведева

Источники информации:
http://foma.ru/rozhdestvenskij-post-2013-27-noyabrya-6-fevralya.html
www.calend.ru/holidays/0/0/2923/
http://rojdestvo.paskha.ru/kitchen/
http://www.pravmir.ru/menyu-i-tradicii-rozhdestvenskogo-posta/#ixzz3Ikw6uY1S
www.nevworker.ru/number/13951/91
Иван Шмелёв. “Филиповки” – рассказ о Рождественском посте
http://obitel-nikolskoe.ru/?chapter=reading&reading_id=95
lib.pravmir.ru/library/readbook/2116
http://prosto-post.ru/info/christianity/
http://starhab.ru/pravoslavnye-kulinarnye-tradicii-v-rossii-posty-i-prazdniki/

 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
 
 
   
 
 
Евангельские чтения дня
 
   
 Copyright © 2007 Web-дизайн