Середина XIX - начало XX века в России – это «золотые годы» благотворительности и милосердных дел. В российскую историю в это время вошли меценаты и благотворители Третьяковы, Морозовы, Щукины, Бахрушины, Солдатенковы, Мамонтовы, Боткины и многие другие. Купцы и промышленники активно участвовали в строительстве приютов для бездомных, детских домов, школ, больниц, организовывали музеи, картинные галереи, театры, народные библиотеки, обустраивали и благоустраивали свои города.
В сельской местности в малых деревнях и селах вчерашние крестьяне, составившие костяк зарождающегося нового экономически-активного класса, в первую очередь направляли свои благотворительные усилия в сторону помощи родным для них православным храмам, способствуя по мере сил их благоукрашению и материальному благополучию. Это было вполне естественно и логично. Ведь не строить же в небольшом селе картинную галерею или театр.
В синодальный период (до 1917 года) в России вся деятельность церковных приходов в епархиях подчинялась решениям Духовных консисторий. Это были совещательно-распорядительные органы при правящем епархиальном архиерее, решавшие все многочисленные духовные, кадровые, хозяйственные и иные проблемы приходов. В том числе, контролировавшие и вопросы благотворительной деятельности храмов и в пользу храмов. Сохранившиеся архивные документы Московской Духовной консистории позволяют нам вспомнить, а честнее будет сказать, познакомиться с забытыми нами людьми, много сделавшими для процветания и благоукрашения нашего Никольского храма в прошлом – с благотворителями и бескорыстными жертвователями.
Да простят меня читатели за то, что я буду, может быть, слишком обильно цитировать исторические архивные документы. Но в них есть правда и какой-то особый непередаваемый своими словами дух ушедших времен. Все архивные документы здесь и далее приводятся мной с использованием букв современного русского алфавита с сохранением орфографии и синтаксических особенностей оригинала.
1.Лямцинский крестьянин Григорий Ананьев подарил храму дом.
ДЕЛО № 484.
О жертвуемом доме в церковь Бронницкого уезда
Села Лямцына крестьянином Григорием Ананьевым.
Началось 8 декабря 1847 года.
Кончено 14 июня 1851 года.
(резолюция Митрополита Московского Филарета) № 4906:
«Дек. 3 Консистории учинить по сему Законное рассмотрение»
СВЯТЕЙШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА
ЧЛЕНУ, ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ФИЛАРЕТУ,
МИТРОПОЛИТУ МОСКОВСКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ,
СВЯТО-ТРОИЦКИЯ СЕРГИЕВЫ ЛАВРЫ
СВЯЩЕННО-АРХИМАНДРИТУ И РАЗНЫХ
ОРДЕНОВ КАВАЛЕРУ,
№ 9176/2688
8 декабря 1847.
Бронницкого уезда села Лямцына
Николаевской церкви священника
Василия Сергиева Ренского
ВСЕПОКОРНЕЙШИЙ РАПОРТ.
1847 года октября 10-го дня, движимый чувством усердия к пользе церковной, государственный означенного села крестьянин Григорий Ананьев, выстроенный им вновь, в сем селе, на мирской земле, деревянный дом, стоющий примерно 500 руб. ассигнациями, для помещения в нем в настоящее время, согласно объявленному желанию его и мирского общества означенного села и деревни Скрыпиной, утвержденному предписаниями Волостного и окружного Начальства, - сельской расправы и управления, передал в собственное владение означенной Николаевской, с тем, чтобы доходы, имеющие быть от найма обществом для оной расправы и управления, обращаемы были в пользу оной церкви, а ветхости онаго дома со временем поправляемы имеют быть из получаемых доходов от найма, по дарственному его Ананьева удостоверению. Согласно сему удостоверению, по принятии онаго дома, дабы оный не оставался без употребления, мною с старостою церковным, от 12-го октября сего года, отдан
(лист 1 оборотный)
для помещения сельской расправы и управления, на первый случай, до будущего 1848-го года, за сумму сколько причтется из платимой прежде обществом за помещение расправы и управления суммы 70-ти рублей ассигнациями в год, с обязанностию церкви освящать этот дом из той же суммы, а со стороны общества нанимать сторожа к нему и отапливать оный, без всякого формального условия.
Донося о сем ВАШЕМУ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ, и представляя при сем на ВАШЕ АРХИПАСТЫРСКОЕ усмотрение дарственное удостоверение с описью дома, при отношении ко мне сельской расправы, нижайше испрашиваю АРХИПАСТЫРСКОГО разрешения: принять оный дом по надлежащему, внося записью в церковную опись; а так же как поступить в дальнейшем распоряжении тем домом.
Декабря дня 1847 года. К сему рапорту села Лямцына Николаевской церкви священник Василий Ренский руку приложил.
(лист 7)
ОПИСЬ
Дому выстроенному крестьянином села Лямчина
Григорием Ананьевым в селе Лямчине
в пользу Николаевской церкви.
Октября 10 дня 1847 года.
Деревянный дом из осинового леса вышиною на 17 рядах длиною 13, шириною 6 аршин, крыт соломою, при нем сени длиною и шириною 8 аршин, в нем две двери, семь окошек с принадлежащими рамами, одна печка (холодка) с русским отоплением, имеется стол и шкаф для хранения дел.
При сем находились:
Старшина Михайло Федоров (печать)
Добросовестный старший (печать)
Добросовестный младший (печать)
Сельский писарь (подпись)
(1 аршин = 0,7112 м – д.П.)
Из документов следует, что Григорий Ананьев подарил нашему храму не просто построенный им дом, а отдавал в управление храму целый «бизнес-проект» - подаренный дом сдается местной сельской общине в аренду для размещения в нем «расправы» (управы). Деньги от аренды поступают в распоряжение храма, из этих сумм производится ремонт подаренного дома.
Казалось бы – все хорошо: церкви отходит дом и появляются лишние деньги, которых, как известно, много не бывает. Но! Бюрократия в России была сильна во все времена (не исключая и наши дни). Московская Духовная консистория 10 декабря 1847 года обращается в палату Государственных имуществ с препровождением дарственной записи и описи дома и просит уведомить «нет ли со стороны палаты препятствий к принятию в пользу Николаевской церкви дома жертвуемого крестьянином Ананьевым». Московская Палата Государственных имуществ любезно отвечает, что «так как вместе с домом, должна поступить в пользование церкви также и земля, которая ни в каком случае не может быть отсуждена из Казенного в постороннее ведомство», то удовлетворить такую просьбу Московская Палата Государственных имуществ не может.
Дело о передаче дома Григория Ананьева Никольскому храму села Лямцино вяло тянулось до 1851 года. Наконец выход был найден.
(лист 10)
№ 1197/266 2 февр. 1851.
В МОСКОВСКУЮ ДУХОВНУЮ КОНСИСТОРИЮ
Бронницкой округи Благочинного села
Шубина священника Алексея Стефанова
ПОКОРНЕЙШЕЕ ДОНЕСЕНИЕ
Вследствие Указного оной Консистории от 19 дня декабря 1850 года за № 7909 предписания ведомства моего села Лямцына священноцерковнослужителям дано знать, чтобы на землю, состоящую под домом в пользу Николаевской их церкви отданном крестьянином Григорием Ананьевым, составлен был общественный приговор, который и представлен бы ими был в Консисторию при донесении. О чем Московской Духовной Консистории почтительнейше доношу.
Благочинный Шубинский священник Алексей Стефанов.
№ 22
Января 29 дня 1851 года.
(лист 13)
Копия с приговора.
1851 года января 28 дня. Мы нижеподписавшиеся Московской губернии, Московского округа, Бронницкого уезда, ведомства Государственных имуществ, Маркинской волости, Лямцынского сельского общества села Лямцына крестьяне, - а именно: Иван Николаев, Василий Петров, Илья Ермилов, Федор Иванов, Михаил Иовлев, Яков Иванов, Ермил Трофимов, Николай Григорьев, Василий Евстигнеев, Егор Илларионов, Николай Иванов, Симон Макаров, Алексей Карпов, Прокопий Иванов, Григорий Тимофеев, Иван Филиппов и прочие, быв сего числа на мирском сходе, где и выслушав предписание Жирошкинского волостного правления и объявление местного священника с причтом о составлении приговора касательно назначения предположительного срока на пользование общею землею, под церковным домом находящеюся, нашей Николаевской церкви, согласились: землю оную отдать в пользование означенной церкви условно. Если дом оный простоит двадцать пять лет, то мы согласны оную землю отдать в пользование означенной церкви на двадцать пять лет; если же оный дом простоит тридцать лет, то оную землю под домом церковным находящуюся жертвуем на тридцать лет, так как оная земля пустопорожна и прогонная. В удовлетворении чего и подписуемся. (подписи крестьян)
(лист 16)
ЕГО ВЫСОКОБЛАГОСЛОВЕНИЮ,
ОТЦУ БЛАГОЧИННОМУ, СЕЛА ШУБИНА
УСЕНСКИЯ ЦЕРКВИ СВЯЩЕННО-ИЕРЕЮ
АЛЕКСЕЮ СТЕФАНОВИЧУ,
Вашего ведомства села Лямцына
Николаевской церкви священника
Василия Сергеева Ренского,
ПОКАЗАНИЕ.
Приговор, составленный означенного села крестьянами на пользование означенной Николаевской церкви их землею, состоящею под домом, завещанным в означенную церковь крестьянином означенного села Григорием Ананьевым утвержден Сельского Лямцынского Управления старшиною Ермолаем Стефановым и писа-
(лист 16 оборотный)
рем онаго. Хранится он в ризнице означенной церкви, с которого и копия доставлена к Вам для доставления в Московскую Духовную Консисторию. Каковы показания Вашему Высокоблагословению представить и имею честь. Апреля 22 дня.
К сему показанию села Лямцына Николаевской церкви священник Василий Сергиев Ренский руку приложил.
(ЦИАМ, ф.203, оп.631, д.195).
Таким образом, лямцинские крестьяне сдали землю под домом Григория Ананьева в пользование церкви условно. Видимо, их решение удовлетворило и Духовную консисторию, и Палату Государственных имуществ, а наша церковь стала получать стабильный доход.
Воистину: добрый корень и побег же добрый дает! В 1885 г. сын Григория Ананьева, лямцинский крестьянин Илья Григорьевич Ананьев, выступил одним из инициаторов строительства в селе начального народного училища, так как «на расстоянии более 15 верст от села школ нет, а у нас имеется существенная потребность обучать грамоте детей». Здание школы на 30 учащихся построили деревянное, на каменном фундаменте под железной крышей, с 12-ю окнами и двумя печами. Возглавлял строительство, закупку и доставку материалов И.Г. Ананьев. Он же затем стал и попечителем школы (Гарин Г.Ф., Очерки истории земли Домодедовской. Домодедово, 2004 г., стр. 127-128).
2. Петр Лукич Филиппов
Петр Лукич Филиппов – крестьянин сельца Ловцово и многолетний староста нашей церкви был человеком широкой души, с размахом. Его очень впечатлила церемония бракосочетания Государя императора Николая II с императрицей Александрой Федоровной. И задумал он на свои средства соорудить в деревне Ловцово каменный монумент в честь этого события. Обратимся к документам:
(лист 268)
Московская Духовная Консистория
2 июня 1896 г.
1 Экспедиция
резолюция Митрополита № 2135: «5 июня 1896. Исполнить.»
ЖУРНАЛ
МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ
по 1-й Экспедиции
1896 года.
Мая 28 дня, вторник, в 10 часов утра в Собрание Духовной Консистории прибыли Члены:
Даниловский Архимандрит Иона.
ПРОТОИЕРЕИ:
Кафедральный Алексей Соколов,
Петропавловской, в Басманной, церкви Павел Казанский,
Троицеарбатский Владимир Марков.
СЛУШАЛИ:
Прошение священника Бронницкого уезда Николаевской, села Лямцина, церкви Димитрия Воронцова, в коем объяснено, что крестьянин сельца Ловцова Петр Лукин Филиппов в знак памяти о бракосочетании ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА и ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ желает на свои средства соорудить в своей деревне каменный памятник четырехугольной формы в виде столба, увенчанного восьмиконечным крестом,
(лист 268 оборотный)
на двух сторонах означенного памятника будут помещены две иконы Рождества Пресвятыя Богородицы и Св. Николая Чудотворца и Св. Мученицы Александры. Посему священник Воронцов просит дозволить крестьянину Филиппову поставить означенный памятник в своей деревне по приложенному при прошении плану и по сооружении освятить его.
Закон: По 1311 ст. Т. 1, Св. Зак. ч. 1 изд. 1857 г. дела об учреждении публичных памятников выдаются в Министерстве Внутренних Дел.
ПРИКАЗАЛИ: В виду того, что дела об учреждении публичных памятников производятся в Департаменте Общих Дел Министерства Внутренних Дел, прошение священника Воронцова о дозволении крестьянину Филиппову соорудить на свои средства в своей деревне каменный памятник в ознаменование события бракосочетания ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА и ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕОДОРОВНЫ, оставить без удовлетворения; о чем и объявить по надлежащему, с возвращением плана.
Указ из Московской Духовной Консистории дан 13 июня № 5560.
(ЦИАМ, ф.203, оп.744, д.383, ч.9).
К сожалению, Петр Лукич Филиппов обратился с прошением не по тому ведомству. Памятник построен не был. Кто знает, может быть, если бы ему удалось осуществить свой замысел, мы любовались бы сейчас этим прекрасным монументом. Впрочем, скорее всего, новые реалии после 1917 года не позволили бы нам этого сделать.
Однако Петр Лукич не отчаялся и обратил свой взор на ремонт и реставрацию любимого храма. В 1898 г. он за свой счет, «не касаясь церковных сумм», произвел «ремонтировку» стен храма, придела и колокольни. Были очищены со стен темные пятна, исправлена обвалившаяся штукатурка, с наружной стороны весь храм был выбелен известью (ЦИАМ; Ф203, оп. 744, д. 418, ч. 15).
18 июля 1911 г. в Московской Духовной Консистории слушалось дело о награжденииПетра Филиппова золотою медалью.
ПРОТОКОЛЫ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ
(лист 58)
(резолюция Митрополита)
№ 3539: «1911 г. июля 30. Согласен.»
Московская Духовная Консистория
2 августа 1911 г.
1 экспедиция 3 стол.
1911 года июля 18-го дня. По указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Московская Духовная Консистория слушали: прошение причта Бронницкого уезда, села Лямцына, церкви с ходатайством о награждении прихожанина сей церкви - крестьянина села Ловцева, Петра Филиппова золотою медалью для ношения на шее, на Александровской ленте.
Из представленного при сем прошении и засвидетельствованного местным благочинным списка пожертвований г. Филиппова видно, что с 1900 по 1910 год названным Филипповым вновь сделаны каменные полы из подольского мрамора, стоимостью в 2.000 руб.; пожертвованы три паникадила, серебряные – в 2.700 рублей; 20 подсвечников – на сумму 570 руб.; 22 серебряные и мельхиоровые лампады, стоимостью 210 руб.; двенадцать облачений, стоимостью 1250 руб.; шесть облачений на престол и жертвенник, стоимостью 650 руб.; окрашена наружная часть храма масляной и клеевой краской в 1900 и 1906 г. г., на что израсходовано Филипповым 1500 руб.; приобретены Евангелие и Апостол в серебряном окладе и серебряные сосуды с принадлежностями для Св. Даров, стоимостью в 1.100 руб.; различных ковров
(лист 57 оборотный)
на сумму 275 руб. и в разное время свечей, масла и т. п. на 225 руб.
Запрошенная по настоящему делу Канцелярия Г. Московского Губернатора отношение, от 14 апреля 1911 года за № 7507, уведомила, что крестьянин села Ловцева Петр Филиппов 58 лет; под судом и следствием не состоял и не состоит, православного вероисповедания; имеет серебряные медали: для ношения на груди, на Аннинской ленте, пожалованную 6 декабря 1900 года за пожертвование в церковь села Бунякова и для ношения на шее, на Станиславской ленте, пожалованную 28 марта 1904 года за построение школы в деревне Ловцевой; на государственной службе не состоит; почетных и других по каким либо учреждениям должностей не занимает; к награде по другим ведомствам не представлен и препятствий к его награждению не встречается.
ПРИКАЗАЛИ: Принимая во внимание пожертвования крестьянина Петра Филиппова в церковь села Лямцына на сумму 10.480 рублей, Консистория полагала-бы: от лица ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА ходатайствовать пред Святейшим Синодом о награждении Филиппова золотою медалью для ношения на шее, на Александровской ленте.
Архимандрит Аристарх
Протоиерей Сергей Модестов
Протоиерей Иоанн Орфанитский
Протоиерей Николай Вознесенский
Протоиерей Петр Соколов
Подписан 25 июля 1911 г. (ЦИАМ, ф.203, оп.744, д.470, ч.2).
Комментарии к этому делу о награждении П.Л. Филиппова излишни. Уместен лишь возглас: «Аксиос! (греч.) - Достоин!».
Apropos, остатки каменных полов из «подольского мрамора», сделанных за счет П.Л. Филиппова, были демонтированы при восстановлении нашего храма в конце 90-х годов XX в. Из сохранившихся целых квадратных плиток (лещади) на территории были устроены дорожки. Проходя по ним, помяните добрым словом нашего земляка Петра Лукича Филиппова – человека широкой души, несостоявшегося мецената, но щедрого благотворителя и многолетнего заботливого старосту Никольского храма. Пусть память о нем сохранится в сердцах нынешних и будущих прихожан. Для этого и пишутся эти строки.
3. О завещании Никольскому храму трехэтажного дома в Москве
В 1890 году уроженец села Лямцино отставной солдат Сергей Михайлович Баранов жил в Москве и, как пишет в своих исследованиях о нашем храме Т.И. Полковых (470 лет со дня первого упоминания храма в селе Лямцыно. Т.И. Полковых, 2004 г. Рукопись, хранится в храме), имел трехэтажный полукаменный дом с сараем и погребом. Он завещал его своему отцу – лямцинскому крестьянину Михаилу Никитину и его сестрам с условием, что после их смерти дом перейдет «на поминовение его души» в собственность Никольского храма села Лямцино. Одновременно он наказал своей жене внести в год его кончины в пользу церкви и причта 500 рублей – большие деньги по тем временам!
Это наследственное дело было сложным с юридической точки зрения. Разрешить все его противоречия смогли: молодой настоятель храма – Иоанн Николаевич Воскресенский и опытный церковный староста Петр Лукич Филиппов. Обратимся к документам:
(лист I)
По архиву № 653
МОСКОВСКОЙ
ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ
По 2 столу 2 Экспедиции
ДЕЛО
о постройках Баранова, находящихся на земле
Пыхова, Пресненской части, 2 уч. под №№ 879, 881 и 882,
Завещанных им в собственность Николаевской села
Лямцына, церкви, Бронницкого уезда.
Началось 4 октября 1911 года.
Кончено 18 октября 1911 года.
(лист 1)
В МОСКОВСКУЮ ДУХОВНУЮ КОНСИСТОРИЮ
Николаевской, села Лямцына, Бронницкого
уезда, церкви священника Иоанна Николаевича
Воскресенского и старосты крестьянина
Петра Лукича Филиппова
Московская Духовная Консистория
4 окт. 1911
2 Экспедиции 2 стол
№ 16028
ДОНЕСЕНИЕ.
По духовному завещанию крестьянина Сергея Михайловича Баранова, утвержденному к исполнению Московским Окружным Судом в собственность нашей Николаевской, села Лямцына, церкви поступили завещанные им, Барановым, жилые и нежилые постройки, возведенные на земле крестьянина Ярославской губернии, Ростовского уезда, села Поречья Василия Абрамовича Пыхова, состоящей в Москве, Пресненской части, 2-го участка, под №№ новыми 879, 881 и 882, по Пыхову проезду. По воле завещателя Баранова, постройки эти находятся в пожизненном владении сестры его – жены Медынского мещанина Иулиании Михайловны Калашниковой, женщины больной и престарелой. Срок аренды земли, на которой возведены эти постройки истекает 1-го января 1912 года.
Так как постройки эти приносят доход, с остатком оправдывающие и расходы по содержанию их и плату за аренду той земли, на которой они возведены и ценность их находится в зависимости от прикрепления их к земле арендным договором, то мы, в интересах нашей Николаевской, села Лямцына, церкви, вступили с собственником этой земли Василием Абрамовичем Пыховым в переговоры о дальнейшей аренде этой земли. Г. Пыхов предложил нам представляемый при сем проект договора об аренде этой земли и объяснил нам, что ему, как собственнику этой земли, интереснее иметь по поводу ее арендные отношения с собственником означенных построек, то есть, с нашею Николаевскою, села Лямцына, церковью, потому что с пожизненною владелицею ж может заключить договор об аренде лишь на один год и таким образом ж будет менее обеспечен в продолжительной и непрерывной аренде этой земли и что, кроме этого, арендная плата за отдаваемую в аренду землю может повыситься и ранее 12 лет, что будет не выгодно для нашей церкви. Вследствие этого мы вступили в переговоры и с пожизненною владелицею означенных построек г-жею Калашниковою по поводу непосредственного заключения
(лист 1 оборотный)
нашею Николаевскою, села Лямцына, церковью арендного договора с Пыховым и исполнения этого договора ею, Калашниковою, на время ее жизни и нахождения означенных построек в пожизненном владении ее. Г-жа Калашникова на заключение арендного договора выразила нам ее согласие и предложила нам проект договора ее с нашею церковью, при сем нами представляемый. Изложенный в этом проекте договор предполагается совершить одновременно с договором об аренде, дабы и Пыхов и Калашникова могли принять эти договора к исполнению.
Со своей стороны мы находим эти договора выгодными для нашей церкви, потому что первым из них (арендным) для нашей церкви обеспечивается аренда той земли, на которой возведены ее постройки, и после смерти пожизненной владелицы Калашниковой, если таковая последует ранее 1 января 1924 года, а вторым устанавливается правильные отношения пожизненной владелицы построек к собственнице их – нашей церкви, гарантирующей исполнение арендного договора.
Донося о сем, мы покорнейше просим Духовную Консисторию одобрить изложенные в представляемых нами при сем проектах договоры нашей церкви с Пыховым и Калашниковою, о чем и сделать на сих проектах надписи, выдав эти проекты нам вместе с свидетельствами, уполномочивающими нас на совершение у нотариуса от имени нашей церкви договоров, согласных с сими проектами.
Николаевской, села Лямцына, Бронницкого уезда, церкви
Священник Иоанн Воскресенский
Псаломщик Николай Уборский
Церковный староста Петр Лукич Филиппов.
(лист 3)
В настольном докладном реестре Консистории ОТМЕЧЕНО:
1. Одобрить соглашение причта с цер. стар. Никол. с. Лямцына ц. Бронниц. у. с Медын. мещ. И. М. Калашниковой, дополнить п. 2 договора обязательствами Калашниковой страховать строения во взаимном страховании дух. ведом., при сем в случае пожара стр. премия выдается церкви на восстановление сгоревших строений.
2. Предписать местн. благ. – произвести оценку строений Калашниковой и составить страхов. карточку.
3. Договор ц. с Пыховым разрешить к исполнению.
(ЦИАМ, ф.203, оп.757, д.3143).
Таким образом, наш храм в 1911 году стал владельцем трехэтажного дома в центре Москвы. Однако, пользоваться всеми плюсами этого приобретения было возможно лишь до 1917 года. Но это уже другая история.
4. Разное
В советское время многие архивные дела были уничтожены, но сохранившиеся заголовки дел интересны и о многом говорят.
С 8 июня 1876 г. по 14 июля 1878 г. в Московской Духовной Консистории велось дело о выдаче книги для сбора доброхотных подаяний на построение в с. Лямцыне новой каменной ограды и исправление церковных ветхостей (ЦИАМ, ф.203, оп.662, д.41 – дело утрачено).
В 1880 г. в Московской Духовной Консистории велось дело о выдаче книги для сбора доброхотных подаяний на покрытие церковных домов в с. Лямцыне (ЦИАМ, ф.203, оп.664, д.430 – дело утрачено).
Пожертвования в пользу голодающих Самарцев. От священника Московской губернии, Бронницкого уезда, села Лямцина, Николаевской церкви, Димитрия Воронцова в пользу страдающих от голода жителей Самарской губернии, восемь рублей, из коих три рубля в пользу духовенства оной губернии и пять рублей в пользу мирян. Все сии пожертвования переданы в редакцию газеты Русь (МЦВ-19-1881, стр.275).
С 10 октября по 22 декабря 1881 г. в Московской Духовной Консистории велось дело о выдаче книги для сбора доброхотных подаяний на исправление разных нужд по церкви с. Лямцына, Бронницкого уезда (ЦИАМ, ф.203, оп.665, д.543 – дело утрачено).
В 1884 г. по подписным листам от Николаевской церкви с. Лямцина Ганусовского благочиния поступило взносов в Братство Св. Равноапостольной Марии Магдалины 1 руб. 40 коп. (МЦВ-26-1885-оф., стр.96).
В январе 1885 г. от церкви с. Лямцына пожертвовано в Совет Православного Миссионерского Общества 1 руб. 25 коп. (МЦВ-32-1885-оф., стр.126).
В январе 1890 г. чрез благочинного Бронницкого уезда, с. Никулина священника Иоанна Бриллиантова, от его ведомства церкви с. Лямцына, по подписным листам и кружечного сбора за 1889 г., поступили пожертвования в Совет Православного Миссионерского Общества в сумме 1 руб. 60 коп. (МЦВ-12-1890-оф., стр.29).
В марте 1890 г. чрез благочинного Бронницкого уезда, с. Никулина священника Иоанна Бриллиантова, от его ведомства церкви с. Лямцына, по подписным листам и кружечного сбора за 1889 г., поступили пожертвования в Совет Православного Миссионерского Общества в сумме 3 руб. (МЦВ-24-1890-оф., стр.63).
Ведомость о пожертвованиях, поступивших в Московский Епархиальный, на Саввинском подворье, Комитет, в пользу голодающих с 1-го по 31-е января 1892 года: от церкви с. Лямцина: сбор пожертвований - 3 руб. (МЦВ-4-1892-оф., стр.29).
С 23 июля по 27 сентября 1894 г. в Московской Духовной Консистории велось дело об устройстве храмовой иконы Св. Николая с киотом на 200 руб. в церкви с. Лямцыне (ЦИАМ, ф.203, оп.678, д.376 – дело утрачено).
20 февраля 1908 г. в Московской Духовной Консистории слушали дело о распределении % с капитала, завещанного по духовному завещанию 27 апреля 1869 г. С.-Петербургскою мещанкою Евдокиею Барановою за 1905 г., 1906 г. и 1907 г. Поступило прошение о выдаче пособия от причта церкви села Лямцына на ремонт иконостаса и живописи. Приказали: выдать причту села Лямцына 100 руб. (ЦИАМ, ф.203, оп.744, д.870, ч.3, л.103-104).
На 13 августа 1912 г. среднегодовая доходность за последние 10 лет церкви с. Лямцына составила 167 рублей (МЦВ-36-37-1912-оф., стр.23) – выше, чем в среднем по Московской губернии.
5. Заключение
Когда я учился в средней школе, учительница по литературе требовала от нас в каждом сочинении раскрывать связь темы сочинения с современностью. Заканчивая эту статью, и следуя требованиям моей любимой учительницы, постараюсь сказать несколько слов о церковной благотворительности в настоящее время.
Не ошибусь, если сделаю довольно громкое заявление: «Никогда еще в истории России благотворительность по отношению к нашей Церкви не имела такого масштаба и размаха, как в конце XX – начале XXI века!» Докажу это на примере нашего Домодедовского района.
В конце 80-х годов прошлого века на территории района были всего лишь 3 действующих православных храма: в селах Домодедово, Шубино и Михайловское. На сегодняшний день Домодедовское благочиние объединяет более 60 действующих храмов и часовен, восстановленных из руин и построенных заново. Известно, что государство за редким исключением не выделяло средств на их строительство и восстановление. Это результат бескорыстных пожертвований десятков и сотен организаций, предпринимателей, просто верующих граждан, тысяч труждавшихся и благоукрашавших эти храмы православных людей. Ну, и, конечно же, в этом заслуга блистательной плеяды в основном молодых тогда священников, приступивших к своему пастырскому служению в начале 90-х годов.
Что же касается благотворителей нашего прихода, то их попечением, трудами нашего настоятеля – протоиерея Александра Трушина и всей православной общины, переданные Православной Церкви в 1994 году руины («памятник архитектуры республиканского значения») были превращены к настоящему времени в процветающий храм с прекрасно обустроенной территорией. Это потребовало и требует привлечения больших материальных средств, большая их часть была пожертвована щедрыми прихожанами Никольского храма, неравнодушными к его судьбе. К сожалению, мы сейчас знаем мало имен благотворителей нашего прихода и чествуем их лишь в редкие моменты награждения грамотами и медалями. Люди они в основном скромные, благородными делами не хвалятся, следуя завету Иисуса Христа: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца нашего Небесного. И так, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф., гл. VI 1:4)
Уверен, что в современных государственных и церковных архивах уже накоплено много информации о наших современниках – щедрых жертвователях и благотворителях, в том числе и нашего прихода. Но пусть честь обнародования их достойных имен принадлежит будущим исследователям.
Ваш дед Перфил.
1 марта 2017 года
|