«Где епископ, там и Церковь»
Священномученик Игнатий Богоносец
Эпиграфом к этой истории я выбрал слова, принадлежащие священномученику древней Церкви, ученику Иоанна Богослова, Антиохийскому епископу Игнатию Богоносцу. Для новоначальных и молодых читателей поясню, что слова св. Игнатия «Где епископ, там и церковь» вовсе не означают, что здание нашего храма следует разобрать по кирпичику и перенести как можно ближе к тому месту, где проживает епископ. Слова эти подчеркивают роль и значение служения епископа в Православии. Епископ – это не духовный чиновник высоко ранга и звания, а, прежде всего, носитель особой апостольской благодати Духа Святаго. Без церковной иерархии, важнейшее значение в которой имеют епископы, не может существовать «Единая Святая и Апостольская Церковь» (см. Символ Веры). В противном случае, она превращается просто в секту. Посещение епископом православного прихода есть свидетельство нерасторжимой связи прихожан со всей полнотой нашей Церкви.
Богослужения с участием епископов всегда отличаются особой красотой и торжественностью. Многие из нас помнят посещение Никольского храма ныне уже почившим архиепископом Можайским Григорием 31 июля 2006 года.
Владыка Можайский Григорий, будучи епископом, совершил 31 июля 2006 г. Великое освящение Никольского храма.
В этот день он в сослужении с благочинным Домодедовского церковного округа протоиереем Александром Васильевым, настоятелем нашего храма священником Александром Трушиным и представителями духовенства района совершил Великое освящение Никольского храма. Кроме того, владыка Григорий посетил строящийся Христорождественский храм в селе Кутузово и преподал его строителям свое архипастырское благословение.
Великое Освящение Никольского храма 31 июля 2006 г.
Первое (документально подтвержденное) посещение епископом нашего прихода в дореволюционные времена состоялось в июне 1880 г. Используя словосочетание «наш приход» я исхожу из современных реалий − сейчас кутузовская церковь Рождества Христова приписана к Никольскому храму села Лямцина. Читателю же следует помнить, что до закрытия в 30-х годах XX в., оба этих храма были самостоятельными.
«3 июня 1880 г. распоряжением за № 159 Макарий митрополит Московский написал Его Преосвященству, Амвросию, Епископу Дмитровскому, Викарию Московской Епархии: «Поручаю Вашему Преосвященству в нынешнем году обозреть церкви Бронницкого уезда, насколько окажется возможным, и о последующем донести мне. Время же для обозрения означенных церквей представляю Вашему собственному усмотрению». В 1881 г. епископ Дмитровский Амвросий написал: В исполнение Вашего Высокопреосвященства честь имею донести следующее: в июне месяце прошлого 1880 г. осмотрено было мною 60 церквей, а именно …, Николаевская церковь в Лямцыне… Христорождественская церковь в селе Кутузове…» [1].
Епископ Амвросий, будущий архиепископ Харьковский и Ахтырский, посетил наш приход в 1880 г.
Епископ Амвросий (в миру Алексей Осипович Ключарев, 1820-1901гг.), будущий архиепископ Харьковский и Ахтырский (1882 г.) был известным в свое время проповедником-импровизатором, теоретиком церковной проповеди. Он родился 17 марта 1820 г. в семье священника в городе Александрове. В 1840 г. закончил Вифанскую Духовную семинарию, а в 1844 г. – Московскую Духовную академию со степенью магистра богословия. В 1844 – 1848 гг. преподавал логику, латинский язык и психологию в Вифанской семинарии. В 1848 г. будущий Владыка Амвросий был рукоположен во священника и до принятия монашества в 1878 г. служил настоятелем в разных храмах г. Москвы. В первой половине 1860-х гг. он приобрел славу одного из лучших отечественных проповедников публицистического направления. В 1864 г. возведен в сан протоиерея [2].
В 1860-м году скончалась супруга отца Алексия. С этого времени святитель Филарет Дроздов и его приемник на Московской кафедре святитель Иннокентий (Вениаминов) неоднократно предлагали отцу Алексию принять монашество. В одном из частных писем святителя Иннокентия протоиерею Ключареву читаем: «Идите в монахи, не мешкая, потому что у нас мало епископов из семейных. Вступившие в монашество из-за парты и потом на епископский престол как бы они ни были учены и умны, бывают обыкновенно узкими теоретиками: в них более или менее проглядывает или односторонность в суждениях или незнание многих вещей… вот по этим причинам я желаю и советую вам принять на себя монашество» [2]. 8 ноября 1877 г. иеромонах Амвросий был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Московского Богоявленского монастыря. Уже 13 января 1878 г. архимандрит Амвросий в Петербурге был наречен во епископа Можайского, викария Московской епархии, а 15 января состоялась его архиерейская хиротония. 6 апреля того де года преосвященный Амвросий был переименован в епископа Дмитровского и стал Первым Московским викарием. Он принимал деятельное участие в строительстве храма Христа Спасителя в Москве, а в 1883 г., когда строительство было закончено, преосвященный Амвросий участвовал в освящении этого величественного Собора и обратился с речью к Императору Александру III и Императрице Марии Федоровне. 20 марта 1886 г. указом Святейшего Синода преосвященный Амвросий был возведен в сан архиепископа. Уже занимая Харьковскую кафедру, он особое внимание уделял борьбе с сектантством. Дело в том, что среди крестьян Харьковской губернии вели активную пропаганду толстовцы. Специально для борьбы с ними был создан епархиальный миссионерский совет. Владыка полагал, что граф Л.Н.Толстой превзошел всех еретиков, осужденных Вселенскими Соборами, и поэтому подлежит церковному отлучению. Преосвященный Амвросий искренне недоумевал, почему писатель постоянно публикующий сочинения антицерковного характера, продолжает формально оставаться в лоне Православной Церкви. Осенью 1899 г. Владыка направил письмо в Синод, в котором обосновывал необходимость отлучения Л.Н.Толстого от Церкви и даже представил в Петербург проект Синодального послания по этому вопросу [3].
Поездка епископа Амвросия по храмам Московской епархии в 1880г. носила, скорее всего, инспекционный характер. Опыт долгого служения в качестве приходского «белого» священника позволял епископу Амвросию видеть все недостатки и достоинства церковной жизни инспектируемых им приходов. Посещением Никольского храма в Лямцине он, видимо, остался вполне удовлетворен, так как принимавший Владыку настоятель нашего храма священник Дмитрий Воронцов уже 25 ноября 1880 г. Московским епархиальным начальством был награжден набедренником «за заслуги по духовному и гражданскому ведомствам за честное служение во священстве, за труды по обновлению храма и за ревностное проповедование слова Божия» [4].
В Христорождественском храме села Кутузова Владыку Амвросия встречал служивший в это время священник Николай Гаврилов Смирнов. Об отце Николае известно следующее: он происходил из семьи пономаря, обучался в Московской Духовной семинарии. 6 ноября 1867 г. по резолюции Митрополита Московского и Коломенского Филарета был произведен во диакона к церкви влкмч. Никиты села Никитского Подольского уезда, что на реке Рожае. 14 декабря 1875 г. из диаконов церкви влкмч. Никиты села Никитского его перевели на священническое место церкви Рождества Христова в Кутузово. При этом священнике в 1893 г. по резолюции епископа Александра №4423 при церкви Рождества Христова в селе Кутузове был устроен теплый придел во имя мученицы Параскевы [4].
В 1895 г. при настоятельстве отца Николая Смирнова Московской Духовной консисторией велось дело о постройке часовни в виде столба в селе Кутузове Бронницкого уезда. [5]. 7 декабря 1894 г. Его Высокопреосвященство митрополит Московский и Коломенский Сергий наградил священника церкви с. Кутузова Николая Смирнова бархатною фиолетовою скуфьею за ревностное служение Церкви Божией [6].
29 октября 1895 г. в день освящения храма с. Кутузова, по поданному крестьянами сего прихода прошению, священнику Христорождественской церкви с. Кутузова Николаю Смирнову за долголетнее служение храму и за труды по возобновлению приходского храма прихожанами была поднесена икона свт. Николая Мирликийского чудотворца [7].
Согласно ведомости о церкви Рождества Христова в селе Кутузове за 1899 г., священнику Николаю Гаврилову Смирнову было 58 лет. Жене его, Анне Андреевне – 52 г. Их сын Михаил 31 года состоял священником при церкви села Гребнева Богородского уезда [7].
Московские Церковные Ведомости в 1901 г. писали: «В воскресенье, 29 июля (1901 г.), в селе Покровском, Бунякове тож, Бронницкого уезда, произошло торжество по случаю освящения главного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Накануне, 28 числа, в 7 часов вечера в обновленном храме было совершено всенощное бдение, причем на литию и величание выходил села Кутузова о. Николай Смирнов. 29-го же числа в 9-ть часов утра началось самое освящение (малое) храма, совершенное теми же священнослужителями» [8].
Скончался уважаемый всей округой священник Николай Смирнов 20 июня 1902 г. в селе Кутузове [9].
В 1904 г. наш приход посетил первый викарный епископ Московской епархии Трифон (в миру князь Борис Петрович Туркестанов 1861-1934 гг.), впоследствии архиепископ (1923 г.) и митрополит (1931 г.) Русской православной церкви.
Епископ Дмитровский Трифон посетил наш приход в 1904 г.
Аристократ по происхождению, выпускник лучшей в Москве гимназии Поливанова, ученик оптинского старца Амвросия, близкий знакомый святого праведного Иоанна Кронштадтского, Владыка Трифон прославился, как «Московский Златоуст» и утешитель церковного народа в пору лютых богоборческих гонений [10]. Недаром художник П.Д. Корин избрал его в качестве центральной фигуры для своей картины «Реквием. Русь уходящая».
Митрополит Трифон. Эскиз к картине П.Д. Корина «Реквием. Русь уходящая».
Владыка Трифон оставил богатое духовное наследие: слова и поучения, произнесенные им в разные годы его архипастырского служения, письма, стихи и молитвы. Достаточно упомянуть лишь написанный на современном русском языке благодарственный Акафист Спасителю «Слава Богу за все».
Я не ставлю своей задачей в рамках рассказа о визите Владыки Трифона в наш приход подробно останавливаться на описании биографии этого выдающегося пастыря и интереснейшего человека. На эту тему написано много и едва ли моя компиляция здесь будет уместна. Интересующихся адресую к статье священника Игоря Филяновского о жизненном пути Митрополита Трифона в журнале «Подъем» №6 за 2004 г. [11]. Или предисловию В.Л.Шленова к книге «Митрополит Трифон (Туркестанов). Любовь не умирает», посвященному биографии Владыки [10]. Оба источника доступны в интернете.
Подробнее хочу остановиться на периоде жизни преосвященного Трифона с 1914 по 1916 год. 1 августа 1914 года началась Первая мировая война. Не раздумывая и не медля, Первый викарий Московской епархии епископ Дмитровский Трифон, фактически управляющий Московской Митрополией, обращается к императору Николаю II, Святейшему Синоду и к Главному протопресвитеру Армии и Флота Георгию Шавельскому с просьбой об увольнении его на покой и о разрешении отправиться в действующую армию в качестве священнослужителя! Император и Св. Синод согласились с просьбой Владыки Трифона об отправке его на фронт, но без увольнения на покой.
Епископ Дмитровский Трифон с наградной панагией
на Георгиевской ленте 1916 г. [30].
22 августа 1914 г. Владыка Трифон отправился на Польский фронт. Около года он провел в армии, исполняя обязанности полкового священника 168-го пехотного Миргородского полка и благочинного 142 пехотной дивизии. Российские газеты и журналы того времени не раз писали о пастырском служении епископа Трифона в действующей армии. Во фронтовых репортажах часто можно было встретить его фотографии в окружении солдат и офицеров.
Преосвященный Трифон совершает богослужение
на передовых позициях. 1916 г. [30]
Единственным из архиереев, указом императора «Преосвященный Трифон Дмитровский за проявленную храбрость при совершении богослужений на линии огня и за беседы в окопах с воинами во время боя» был награжден панагией на георгиевской ленте «от Кабинета Его Императорского Величества выдаваемой».
Владыка был в действующей армии дважды: сначала на Польском (1914-1915 гг.), а затем на Румынском (1916 г.) фронтах. На Польском фронте он получил контузию и вынужден был возвратиться в Москву для лечения. В конце весны 1916 г. епископ Трифон окончательно покидает армию. Его здоровье было сильно расстроено, на фронте он потерял зрение одного глаза. 30 апреля 1916 г. Владыка Трифон был награжден орденом Святого Александра Невского. 2 июня 1916 г. Высочайшим повелением Первый викарий Московской епархии епископ Трифон был уволен на покой. [Изложено по 10,11,12,13].
Летом 2016 г. при нашем Никольском храме по инициативе его настоятеля протоиерея Александра Трушина, был открыт тематический музей «Церковь и Армия. Союз во имя жизни». За короткое время своего существования музей успел обрести определенную популярность не только среди наших прихожан и местных жителей.
Само название музея обязывает его устроителей заниматься не сколько коллекционированием военных реликвий и военной амуниции, но и, прежде всего, ставит задачу увековечивания памяти и популяризации служения и подвигов русского военного духовенства разных эпох. Не секрет, что многие десятилетия эта тема в силу известных исторических обстоятельств была фактически табуирована.
Я не случайно упомянул здесь наш музей «Церковь и Армия. Союз во имя жизни». Воинское служение владыки Трифона заслуживает того, чтобы часть экспозиции музея была посвящена этому замечательному человеку, Пастырю-воину и Патриоту.
Да простят меня читатели за то, что я, может быть, слишком отклонился от заявленной темы о посещении преосвященным Трифоном нашего прихода. Но такова уж неординарная личность этого Пастыря, что даже при кратком заочном соприкосновении с ней многие приуготовленные схемы изменяются, а стереотипы рушатся!
Вернемся к событиям 1904 года. По итогам посещения Бронницкого уезда и в том числе приходов храма Рождества Христова в селе Кутузове и храма Святого Николая в селе Лямцине, Владыка Трифон оставил интересный отчет, сохранившийся в архивах Московской Духовной консистории [14]. Сделаю, может быть, слишком смелое предположение, что отчет этот в таком виде публикуется впервые.
В 1905 г. епископ Трифон написал митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру: «В отчетном 1904 году по благословению ВАШЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВА мною посещен Бронницкий уезд. В продолжении 11 дней путешествия (начиная с 20 августа и кончая 31 числом того же месяца) мною посещены 73 храма, причем согласно желанию ВАШЕМУ я обозревал храмы не только в богатых селениях, но главным образом такие храмы, в которых никогда не бывало архиерея, или крайне редко, т. е., иными словами, - храмы удаленные от больших столбовых и железных дорог: по большей части храмы эти небогаты.
По примеру прошлого года, подъехав к храму и облачившись в мантию, я совершал краткое молебствие, в конце которого провозглашал многолетие братии святого храма сего, затем произносил поучения. Темой брал историю престольного праздника, или местно чтимых икон, в некоторых храмах говорил о необходимости молиться за воинов, сражающихся на Дальнем Востоке. Затем по окончании поучений обращался к собранным в храм школьникам и школьницам церковно-приходских и земских школ и задавал им вопросы по предмету Закона Божия. Главное внимание обращал на умение креститься, знание молитв, важных событий из Священной Истории; затем благословлял их маленькими образками Преподобного Серафима, а взрослым раздавал книжки духовно-нравственного содержанья.
По должности Председателя Епархиального Училищного Совета, в тех селениях, где имеются церковно приходские школы, осматривал школьные здания и задавал школьникам и школьницам вопросы по предметам: русского языка и арифметики.
В общем впечатление от обозрения Бронницкого уезда весьма удовлетворительное, особенно по сравнению с Коломенским уездом, который мне пришлось обозревать в прошлом 1903 г. Храм везде благоустроены, содержатся в полном порядке и чистоте; бедных деревянных храмов меньше, чем храмов состоятельных, каменных. В некоторых же богатых фабричных селениях храмы настолько обширны и богато украшены, что ни в чем не уступают столичным московским, таковы, например, храмы: в Михайловской слободе, в Ашиткове, в Раменском, в Гжели и др.
Духовенство трудится по силе возможности, исполняет добросовестно пастырский долг, совершая неопустительно богослужения, проповедуя Слово Божие, законоучительствуя в церковно-приходских и земских школах. Прихожане везде оказались довольны своими пастырями. Нигде не заявлено никаких жалоб, между тем как в Коломенском уезде поданы были три письменных заявления неудовольствия на местных священников.
В каждом селении имеется, по крайней мере, одна школа, а во многих две: земская и церковно-приходская, причем большими симпатиями населения пользуются церковно-приходские школы. К сожалению Бронницкое земство, в лице своих представителей, является сильным врагом школ этого типа и всеми мерами старается тормозить устройству новых церковно-приходских школ.
Среди народонаселения с давних времен имеется много раскольников различных толков: поповцев, безпоповцв, беглопоповцев и др. Имеются селения почти сплошь заселенны раскольниками, таковы: деревни Асташево, Исаково, село Конобеево, Усмерский погост и др. Имея в виду последнее, я пригласил с собой в качестве спутника Епархиального миссионера о. Иоанна Полянского, который, по совершении мною вечери в селе Ашиткове, произнес беседу об истинном значении Церкви, а затем было им произнесено несколько бесед в селе Конобееве.
В деле обращения раскольников в православие имеет большое значение церковно-приходская школа, где дети раскольников обучаются вместе с православными; эти дети – школьники подходили ко мне с православными под благословение и просили даже иконы Преподобного Серафима.
Молебны о даровании Русскому воинству победы над врагами, как оказалось, служатся во всех храмах неопустительно и сборы на нужды войны производятся и представляются по назначению.
Незаконных сборов и нелегальных расходов нигде не оказалось. В небольших размерах (от 15-25 р.) в год расходуется в немногих церквях на певчих, исключая г. Бронниц, где на этот предмет расходуется 1700 р. в год.
(Некоторые прихожане нашего храма, несущие певческое послушание на клиросе, таковое расточительство Бронницкого духовенства весьма одобрили – д. П.)
Относительно описей церковных я считаю долгом доложить ВАШЕМУ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ, что Духовною Консисториею приготовлены нового образца книги, почему в некоторых храмах оказавшиеся описи древние (равно и во всех храмах) будут писаться вновь» [14].
Вот что Владыка Трифон написал о посещении им храма села Кутузова:
«Село КУТУЗОВО. 23 августа (1904 г.)
Храм в честь Рождества Христова, с одним приделом, старый, деревянный, с покосившимся полом, но чистый, имеет вид креста.
Священник Алексей Николаевич Лебедев 28 лет; молодой, но по видимому довольно ленивый. Окончил курс в Московской Духовной Семинарии; с 1898 года был учителем церковно-приходской школы; здесь с 1901 года, произносит в год 10 проповедей собственного сочинения и воскресные беседы неопустительно.
Псаломщик Александр Матвеев Лебедев 28 лет; был судим за неблагонадежное поведение и находился 2 месяца под началом, в настоящее время состоит под надзором о. Благочинного, здесь 3 года, ведет себя хорошо; читает и поет очень хорошо, обладая хорошим басом.
Опись 1 и 2 ч. ч. есть с 1814 года; священник не потрудился принести в церковь, так что рассматривал ее на дому; новая пишется.
Ризница и утварь порядочны.
Выписываются Синодальные и Московские церковные ведомости.
Приходо-расходные книги окончены писанием за июль месяц, в остатке к 1 августу наличными значится 32 р. 87 коп.
В Епархиальной лавке куплено белых свечей 3 п. 36 ф., золоченых 1 п. ½ ф. на 150 р. 27 к.
Незаконных сборов и нелегальных расходов нет.
Кружки для сборов на разные учреждения, разрешенных Епархиальным Начальством, есть.
В 1904 году у исповеди было: муж. п. 126, жен. п. 202; не было: муж. п. 143, жен. п. 72 с малолетними.
Раскольников нет.
В 1904 году по 22 августа родилось: муж. п. 14, ж. п. 12; браков: 4, умерло: муж. п. 10, ж. п. 14.
Летописи нет.
Погост при церкви довольно тесный.
Церковно-приходской школы и попечительства нет.
(лист 20)
Антиминс и Св. дары соблюдаются в порядке.
Св. Миро хранится небрежно, в пузырьке с грязной пробкой; по сему поводу мною было сделано замечание.
Народу преподал благословение» [14].
Как видите, молодому кутузовскому священнику Алексею Лебедеву изрядно досталось от Владыки Трифона, который, судя по всему, был абсолютно нетерпим к недостаткам в церковной жизни подведомственных ему приходов. Наверняка по завершении инспекционной поездки Владыки Трифона состоялось подведение ее итогов на уровне уезда и благочиния. И наверняка отец Алексей еще раз был подвергнут «деятельной проработке» со стороны местного церковного начальства.
Справедливости ради надо сказать, что «пух и перья» в виде жесткой критики со стороны Владыки Трифона «летели» от многих провинившихся священников и церковнослужителей храмов Бронницкого уезда. Владыка написал: «Священник Воскресенский – тип священника формалиста, отвечал мне неохотно, почти грубо, видимо тяготясь моими вопросами. По-видимому, больше интересуется доходами, чем пастырским делом. Надо полагать, что редко произносит проповеди, ибо, насколько я заметил, собравшиеся крестьяне мало привыкли слушать поучений». О посещении села Велино: «Священник крайне неделикатно отнесся к моему приезду. Церковь была не освещена, священник меня не ждал, а псаломщика вообще не было, ибо он ушел рыть картошку». Доставалось и псаломщикам. О псаломщике С. Смирнове Владыка пишет: «Знает не устав, а заведённый порядок службы, иногда крайне неправильный». О псаломщике Николае Хитрово: «Читает и поет посредственно, по жизни беспорядочен» [14]. Список этот можно продолжить, но едва ли это стоит делать.
Что же касаемо кутузовского священника Алексея Лебедева, то, похоже, он из критики Владыки Трифона сделал правильные выводы. Его действия во время пожара, случившегося в декабре 1907 г. [15] и, особенно, после него свидетельствуют о том, что отец Алексей был человеком весьма деятельным, сумевшим в трудную минуту сплотить и повести за собой всех своих прихожан, которые быстро восстановили полностью сгоревший храм.
В 1908 г. Митрополит Московский и Коломенский Владимир наградил священника Христорождественской церкви села Кутузова Бронницкого уезда Алексея Лебедева набедренником [16,17]. С 1912г. отец Алексей состоял духовным следователем 4-го церковного округа Бронницкого уезда [17]. Духовный следователь занимался разбором всех происшествий и нарушений в деятельности церковно- и священнослужителей, назначался епархиальным начальством. Согласитесь, это не последняя фигура в иерархии благочиния.
6 мая 1914 г. Митрополит Московский и Коломенский Макарий наградил священника церкви села Кутузова Алексея Лебедева бархатной фиолетовой скуфьею [18].
Прослужив в Кутузове более 13-ти лет с 1902 по 1915 г. священник Алексей Николаевич Лебедев 9 января 1915 г. распоряжением Московского епархиального начальства перемещен на священническое место к Спасской церкви села Косякова Бронницкого уезда [19]. Согласно документам [20], «в 1916 г. при церкви села Косякова служит священник Алексей Николаев Лебедев 40 лет, у него мать Елена Евграфовна Лебедева, 61 года, вдова умершего 2 июня 1916 г. священника Богородицерождественской церкви села Поречье Можайского уезда Николая Александровича Лебедева, и братья: Геннадий, 37 лет, состоит священником при Ильинской церкви села Петровского Бронницкого уезда и Михаил, 21 года, прапорщик действующей армии, находится в плену у австрийцев».
Приводя положительные факты из послужного списка отца Алексия, я хотел, чтобы у читателей мнение об этом священнике сложились не только на основе критических записей владыки Трифона. Да и как не сказать доброе слово о священнике, крестившем в 1905 и 1907 годах двух кутузовских младенцев – волею судьбы моих будущих деда и бабушку.
Теперь о посещении епископом Трифоном села Лямцина. Вот, что он написал по этому поводу:
«Село ЛЯМЦЫНО. 23 августа (1904 г.)
Храм в честь Николая Чудотворца с одним приделом, каменный, внутри и снаружи благолепный.
Священник Дмитрий Тимофеевич Воронцов 57 лет; окончил курс в Вифанской духовной семинарии; произносил 12 проповедей собственного сочинения и читает печатные.
Псаломщик Николай Александрович Уборский 25 лет; окончил курс в Звенигородском духовном училище; здесь с 1900 года; читает и поет хорошо.
Опись 1 и 2 ч. ч. 1814 года; новая пишется.
Ризница и утварь хорошие.
Выписываются Синодальные и Московские церковные ведомости.
Приходо-расходные книги окончены писанием за июль месяц, в остатке к 1 августу наличными: 5 р. 63 коп.
Есть разрешение на расширение трапезного храма с северной стороны.
В Епархиальной лавке куплено белых свечей 7 п. 39 ф., золоченых 4 п. 5 ф. на сумму 390 р. 93 к.
Кружки для сборов на разные учреждения, разрешенных Епархиальным Начальством, имеются.
В 1904 году у исповеди было: муж. п. 416, жен. п. 473; не было: муж. п. 113, жен. п. 107 с малолетними.
Раскольников – 1, но и тот не чуждается православных.
В 1904 году родилось: муж. п. 24, ж. п. 21; браков: 10, умерло: муж. п. 15, ж. п. 13.
Летопись есть.
Погост, отведенный вне селения, удобный.
Церковно-приходской школы нет, а есть в приходе 2 земские школы.
Церковно-приходского попечительства нет.
Один Антиминс ветх, приказал переменить.
Собравшимся детям розданы образки Пр. Серафима Саровского, а взрослым книжки религозно-нравственного содержания. [14]
Как видите отзыв владыки Трифона о посещении Никольского храма в целом благоприятный. То, что он назвал наш храм «внутри и снаружи благолепным» в устах весьма сдержанного на похвалы Владыки звучит, как очень высокая оценка деятельности священника Дмитрия Тимофеевича Воронцова и всех прихожан. Здесь следует помянуть добрым словом и многолетнего церковного старосту того времени Петра Лукича Филиппова! (Подробнее о нем смотрите Историю третью «Приходских старостей» – д.П.).
Об отце Дмитрии известно следующее: в 1868 г. сын пономаря Дмитрий Воронцов окончил курс наук в Спасо-Вифанской духовной семинарии. С 27 июля 1869 г. по 1 сентября он исполнял должность надзирателя и учителя в Московском мещанском училище [4]. 6 октября 1871 г. в Высокопетровском монастыре диакон Дмитрий Воронцов был рукоположен и распоряжением Московского епархиального начальства определен на вакансию священника к церкви села Лямцина. [21]. Отец Дмитрий Воронцов был настоятелем в Никольском храме с 6 октября 1871 г. по 8 марта 1910 г. [4, 22], - 38 с лишним лет! За этот период он дважды принимал епископов. При этом настоятеле наш храм за все дореволюционные времена достиг, пожалуй, своего наибольшего расцвета и благополучия. Количество прихожан неуклонно увеличивалось, храм неоднократно ремонтировался, обновлялся и украшался, был обнесен новой каменной оградой. В 1903 г. было получено разрешение на строительство каменного придела во имя местночтимой иконы Божией Матери «Смоленская», так как храм попросту перестал вмещать всех, желающим помолиться за богослужением [23].
В 1903 г. отец Дмитрий Воронцов был избран и утвержден духовником священно- и церковно-служителей Шубинского благочиния [24]. Должность духовника была очень почетной, поскольку сами священники избирали из своей среды наиболее уважаемого кандидата с безупречной репутацией.
В мае 1905 г. ко многим церковным наградам священника Дмитрия Воронцова добавилась еще одна – наперсный крест «от Святейшего Синода выдаваемый». [25].
Наградной священнический наперсный крест, «от Святейшего Синода выдаваемый». Учрежден Императором Павлом I в 1797 г.
Вероятно, что награждение это состоялось не без учета мнения Преосвященного епископа Трифона о священнике Дмитрии Воронцове и состоянии дел в возглавляемом им приходе.
8 марта 1910 г. распоряжением епархиального начальства священник церкви села Лямцина Дмитрий Воронцов перемещен на вакансию священника к московской Скорбященской церкви, что в Троицкой больнице для неизлечимо больных женщин. [26]. Что заставило отца Дмитрия оставить процветающий храм в Лямцине, после почти 40-летнего служения в нем, на склоне лет? Едва ли это было волевое решение церковного начальства. Возможно, матушке Анне Платоновне Воронцовой по состоянию здоровья требовался постоянный медицинский уход квалифицированных врачей? Это лишь предположение. Возможно, причина перевода священника была совсем иная. Так или иначе, в клировые ведомости за 1916 г. церкви Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при Троицкой больнице читаем: «…при Троицкой больнице для неизлечимо-больных женщин 1-го отделения Пречистенского сорока г. Москвы служит священник Дмитрий Тимофеев Воронцов 69 лет. У него жена Анна Платонова, которая родилась 2 февраля 1849 г. У них дети: Иоанн, родился 27 июня 1872 г., состоит диаконом в с. Гребневе Богородского уезда; Сергий, родился 23 сентября 1873 г., состоит псаломщиком Вознесенской церкви у Серпуховских ворот; Платон, родился 16 августа 1881 г., состоит товарищем прокурора в Кашинском окружном суде [22].
Подводя итог написанному о посещениях нашего прихода архиереями православной церкви, хочу отметить, что случались они очень редко. Всего три документально подтвержденных посещения за почти пятисотлетнюю историю существования лямцинского Никольского и кутузовского Христорождественского храмов! Впрочем, для подавляющего большинства сельских приходов, расположенных вдали от важных дорог и крупных поселений, ситуация эта считалась типичной. Епархии в России были огромны и посещения архиереем сельских приходов действительно являлись большой редкостью. Даже вновь построенные церкви освящались в свое время, в основном, «малым освящением» – иерейским чином.
По-видимому, существует, особое благоволение Небес к небольшому уголку южного Подмосковья, где мы с вами живем, работаем и отдыхаем, где стоят дорогие сердцу храмы. Оно выражается в том, что архипастыри Церкви не только посещали наш приход, но и почти столько же раз рождались на нашей земле. Так, согласно официальному сайту Московской Патриархии, 3 марта 1955г. в поселке Востряково Домодедовского района Московской области родился ныне здравствующий Высокопреосвященнейший Арсений, митрополит Истринский, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси (в миру – Епифанов Юрий Александрович). Многая ему и Благая Лета! Скептики могут сказать, что благоволение Небес, конечно, есть, но к нашему приходу отношения не имеет, поскольку поселок Востряково находится в 6—7 км от села Лямцина. И вообще, неизвестно – что думает по этому поводу сам Высокопреосвященнейший митрополит Арсений.
Высокопреосвященнейший митрополит Арсений. Родился в поселке Востряково в 1955 г.
Однако, Востряково совсем недалеко от нас. Возможно, скептиков, удовлетворит тот факт, что в селе Кутузове Бронницкого уезда Московской губернии, (да-да! в нашем богоспасаемом Кутузове!) в 1797 г. в семье церковнослужителя Христорождественской церкви родился будущий архиепископ Гедеон Полтавский (в миру Егор Иванович Вишневский) [27]. Видимо, его отцом был, служивший в храме села Кутузова с 1788 по 1799 г., дьячок Иван Прохоров[28,29].
Архиепископ Гедеон боролся с сохранившимися на Полтавщине латинскими обрядами, прежде всего, с обливательным крещением, обратил в единоверие кременчугских раскольников, восстановил Густынский Троицкий монастырь, построил церковь на реке Альте, где был убит первый русский святой Борис[27].
Архиепископ Гедеон Полтавский. Родился в селе Кутузове в 1797г.
Факт рождения будущего архиепископа Гедеона в нашем селе был благополучно забыт и канул в лету, но архивы и энциклопедии помнят все!
Ваш дед Перфил. 12 марта 2018 г.
Список использованных архивных и литературных источников
- ЦИАМ, ф.1786, оп. 1, д. 29, лл.1-2.
- «Древо» - открытая православная энциклопедия. http://drevo.pravbeseda.ru.
- Искусство проповеди. Составитель В.В. Бурега. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006 г. - Предисловие.
- ЦИАМ, ф. 203, оп.744, д. 2542, ч. 2-3, л. 71-74.
- ЦИАМ, ф. 203, оп. 467, д. 470 (Дело утрачено после 1968 г.).
- МЦВ – 43-1894-оф; стр.120.
- ЦИАМ, ф. 203, оп.744, д. 2542, ч. 2, л. 61-64.
- МЦВ-35-1901, стр. 410-411.
- МЦВ-9-1903, оф., стр. 26.
- Митрополит Трифон (Туркестанов). Любовь не умирает. Изд. Совет РПЦ, -М; - 2007, стр. 5-55.
- Священник Игорь Филяновский «Слава Богу за все!». Жизненный путь Митрополита Трифона (Туркестанова). Журнал «Подъем» №6, 2004 г.
- Краткое жизнеописание митрополита Трифона (Туркестанова). Журнал Московской Патриархии, 1998 г., №11.
- Сайт «Азбука веры», azbuka.ru, Трифон (Туркестанов) митрополит.
- ЦИАМ, ф.203, оп.547, д.19, ч.1.
- ЦИАМ, ф.203, оп.478, д.11.
- МЦВ -18-1908, оф., стр. 130.
- ЦИАМ, ф.1786, оп. 1, д. 773, л. 127-134.
- МЦВ-18-1914, оф., стр. 265.
- МЦВ-4-1915, оф., стр. 100.
- ЦИАМ, ф. 1371, оп. 1, д. 94, ч.3, л. 135-148.
- МЕВ-41-1871, с. 408.
- ЦИАМ, ф.1371, оп. 1, д. 57, л. 250-256.
- ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 423, ч. 17.
- ЦИАМ, ф.203, оп.744, д.390, ч.18.
- ЦИАМ, ф.203, оп.744, д.870, ч.3, л. 103-104.
- МЦВ-12-1910-оф, с. 78.
- Русский Биографический словарь под ред. Н.П.Чулкова. Том Гаагъ-Гербель. Издание Императорского Русского Исторического Общества. М., Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1914 г., стр. 316-318.
- ЦИАМ, ф. 203, оп. 744, д. 1503, ч. 5, л. 132.
- ЦИАМ, ф. 203, оп. 746, д. 505, л. 32.
- Православная Москва в начале XX в. Изд-во Объединения «Мосгорархив», М; 2001 г.
© Дед Перфил. Приходские старости. 2018 г.
При перепечатке ссылка на сайт храма обязательна.
|