Глубокое уныние и безнадежность овладели сердцами апостолов после страшной крестной казни их Учителя. Беспросветная тьма водворилась в их сердцах, ибо рушились все надежды их на то, чего ждали они от Учителя своего, Которого считали Сыном Божиим и Мессией. Как могло теперь исполниться слово Иисусово, так давно сказанное Им: "Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в паки бытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых" (Мф. 19, 28).
Кто защитит их от грозной опасности, грозящей им от убийц их Учителя?! Ибо если убили Его, то, конечно, не пощадят и их. Это настроение апостолов ярко сказалось в ответе Луки и Клеопы, которых встретил Воскресший Иисус на пути в Эммаус: "А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля" (Лк. 24, 21). "Надеялись было..." А значит, теперь исчезла их надежда. Что делать им, – бедным и неученым рыбарям, лишившимся своего Божественного Учителя, умом и волей Которого они жили? Все рушилось, и беспросветная тьма пред ними.
Но вот поразительные известия изумляют их. Бежит Мария Магдалина и другие мироносицы с нею с вестью о том, что гроб Спасителя пуст, и они видели Его Воскресшим и говорили с Ним. И пламенный Петр подтверждает это, ибо и он видел пустой гроб, и ему явился Воскресший Христос. С этой же вестью возвратились к апостолам Лука и Клеопа с пути в Эммаус. Вспомнив обещание Учителя, что по воскресении Своем из мертвых Он предварит их в Галилее, апостолы спешат туда.
Какое же первое слово услышали ученики от Господа? Это первое слово было: "Мир вам!" Естественно ждать, что первое слово, сказанное Господом по воскресении Его из мертвых ученикам Его, будет самым глубоким, самым важным, самым необходимым для них словом. И таким словом было: "Мир вам!" Три раза Он повторил это великое приветствие: "Мир вам!" А если это первое слово Его по воскресении было Им трижды повторено, то не значит ли это, что огромное, поистине глубокое значение содержится в этом слове: "Мир вам!"? Это значит, что мир, который преподал им Христос, был самым главным, самым важным благом для них, самым ценным даром.
Еще раньше, еще при жизни Своей Господь Иисус Христос так говорил ученикам Своим: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам..." (Ин. 14, 27). Он дал совсем не такой мир, какой может дать мир сей, людьми населенный, сей мир, полный неправды. Мир, полученный от мира, а не от Бога, есть шаткий, неверный, колеблющийся мир, который то и дело вновь переходит в войну. Этот мир уживается в сердце людском и с враждой, и со злобой, и с ненавистью. При этом мире от мира покоя в сердце человеческом нет. А мир, который дает Христос, дает нам глубокий, полнейший, всегдашний и ничем не нарушаемый мир. Такой мир всех святых, мир их успокоенных Господом сердец. Их ничто не волнует, ничто происходящее в мире, от которого они отреклись. Они не интересуются событиями мирской жизни, они живут своей глубокой внутренней жизнью, жизнью умиротворенного Богом духа. Этого мира отнять никто не может, ибо он дается Самим Богом.
Когда Господь Иисус Христос посылал Своих учеников на проповедь, Он говорил им: "В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему. И если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш; а если нет, то к вам возвратится" (Лк. 10, 5, 6). Смотрите, как удивительны слова этого приветствия апостолов! Слово приветствия "Мир вам" имеет какую-то самостоятельную жизнь, оно живет, оно движется, оно входит в сердце человека, который примет его, который сам является сыном мира, который достоин Божьего мира. Тогда мир на нем почиет. А если это не сын мира, если далек от Бога человек, то мир, преподанный апостолами, к ним возвратится. Как будто живая жизнь в этом слове: "Мир вам".
Если так важен мир Божий, если так необходим каждому человеку, то не должны ли мы сказать, что стяжать мир есть великая цель всякого христианина, всякого человека? Как так устроить сердце свое, чтобы мир, преподанный нам апостолами и Самим Христом, почил в нас? Ответ на этот вопрос находим у св. пророка Исаии: "О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя – как волны морские" (Ис. 48, 18). Слышите, если бы вы исполняли заповеди Христовы, мир Божий был бы как река, он все существо ваше заполнил бы и давал бы полный и безусловный покой.
Воскресение Христово есть величайшее мировое событие, потому христиане и заменили им празднование ветхозаветной субботы. Праздник Воскресения Христова есть «Праздников Праздник и Торжество из торжеств, Един суббот Царь и Господь». Воскресение – торжество, смысл и основание нашей христианской веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15, 14), говорил Апостол Христов.
Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства, но и самая вера в Бога, в силу добра и правды была бы подорвана, утрачен был бы и смысл жизни. Если бы умерщвленный Христов не воскрес, то не только не было бы никому спасения через Него – ибо смерть и бессилие кому же могут оказать помощь? – но не было бы в истории худшего торжества и более злой насмешки зла на добром и диавола над всем миром светлого и идеального, как в дни Голгофы и вообще всей земной жизни Господа Иисуса Христа. И не было бы более сильного и неотвратимого мотива к беспросветному отчаянию, ибо, если и сей Праведник оказался бессилен, если такая Величайшая Личность исчезла в бездне небытия, то нам то, каждому, чего ожидать, к чему готовиться? И не была ли бы тогда и вправду жизнь человеческая лишь «пустая и глупая шутка» (Лермонтов) или по меткому выражению великого писателя-христианина Достоевского – «дьяволов водевиль», игра?
Но воскрес Христос – и остался поруган и бессилен «отец лжи, исконный человекоубийца – Диавол» (Иаон. 8, 44). Жизнь пообедала, смерть и зло приведены к пустоте и ничтожеству. Христов Воскрес – и в полной яркости засияло Его Божественно-Царственное Величие…
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав».
Что это за удивительный тропарь величайшего из праздников, столь дорогой для нас и столь непонятный для нехристиан, вызывающий даже их насмешки? Огонь может ли быть потушен огнем? Тьма может ли просветиться тьмой? Зло может ли быть побеждено злом? Конечно, нет. Подобное подобным не уничтожается, а только противоположным. Огонь угашается водой, тьма разгоняется светом, зло побеждается добром. И, тем не менее, вопреки этому всеобщему закону, Христос Своею смертью попрал смерть.
Какую смерть? Духовную смерть. Ту смерть, сущность которой есть отчуждение от Христа-Бога, Который есть Любовь, Путь, Истина и Жизнь. Духовная смерть есть отвержение пути добра, любви и истины, и предпочтение ему другого пути – пути зла, ненависти и лжи, которые от диавола.
Эту смерть попрал Христос безмерным и неиссякаемым потоком любви Божественной, излившимся с креста Голгофского. Ненависть диавола к роду человеческому побеждена любовью Божией к нему. Потому что Крестом Христовым связан князь, «господствующий в воздухе» (Ефес. 2, 2), и возлюбившим Христа дана сила для борьбы с ним и могучая защита от него.
Не менее удивительна и вторая часть тропаря: "и сущим во гробех живот даровав". Не только удивительна, но и Божественным светом драгоценнейшей надежды озаряет сердца наши. Если Христос воскрес, то мы воскреснем в телах наших. Ибо Он воскрес из мертвых, как первенец из умерших, положив начало всеобщему воскресении:
"Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых.
Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут"(1 Кор. 15, 21-22).
Итак, не только духовную, но и телесную смерть упразднил Христос Своим крестом и воскресением. Но это уже всецело дело всемогущества Божия, и нам нет надобности рассуждать об этом по законам природы, ибо и они созданы Творцом всего, и Он волен действовать не по ним, а по неведомым нам законам Его Божественного ума и воли.
И однако, поднимается перед нами вопрос — как же так: Христос попрал, победил, уничтожил смерть, а вокруг нас смерть косит и косит людей? Он победил ад — и кажется порой, что из глубин ада подымается все новая и новая, все более страшная мгла; как же верить этому свидетельству, где же правда?
Христос умер; и смертью Своей Он сошел в те глубины ада, где не было ни света, ни радости, ни надежды. Он стал человеком и как человек умер — но не Своей, а нашей смертью. Грех убивает, без-божие, отсутствие, потеря Бога убивает. Христос был Сам Богом живым. Он не мог умереть естественной нам смертью; но Он нас возлюбил, возлюбил так, что стал с нами един, и всё, вся трагедия, весь ужас человеческого бытия лег на Него, включая эту, страшную потерю Бога, от которой мы все увядаем и умираем. Не сказал ли Он страшного слова на Кресте, последнего слова: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?... Он приобщился нашей богооставленности и, потеряв Бога как мы, умер. Но сошел Он во ад в славе, в славе Своего Божества. Широко раскрылся ад, чтобы наконец пленить, победить, удержать Того, Кто на земле рушил его царство. Ад, как говорит Иоанн Златоустый, приразился телу и был поражен Божеством; мрак засиял Божиим присутствием, смерть, которая там царила, побеждена; жизнь жительствует... А смерть на земле теперь для нас не страшна; она — сон, она — успение, она — ожидание и нашего воскресения из мертвых... И не страшен нам ад, как бы он ни был жесток, беспощаден; как бы он на земле не проявлялся жутко, бессердечно — он нам не страшен. Потому что не боимся мы больше, христиане, верующие, никого, кто у нас может отнять земную жизнь, потому что нам принадлежит во Христе и через Христа жизнь вечная. Этому свидетели теперь миллионы мучеников древности и наших дней; они встретили смерть и победили смерть верой и любовью…
Приидите же, поклонимся и припадем ко Христу, избавившему нас от смерти духовной и уничтожения телесного.
"И, увидев Его, (Апостолы) поклонились Ему; а иные усомнились. И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами, во все дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28, 17-20).
И внезапно ожили помертвевшие сердца апостолов и возгорелись пламенной надеждой на всегдашнюю помощь от света очей их, Божественного Учителя их. В течение сорока дней являлся им Иисус, продолжая учить их и укрепляя веру их. А когда настало время Его вознесения на небо, тогда услышали апостолы Его последнее великое обетование: "... вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и по всей Иудее и Самарии, и даже до края земли" (Деян. 1, 8).
Исполнились эти великие обетования Спасителя, и сошедший на них в день Пятидесятницы Дух Святой напомнил им все, что слышали они от Христа, и сделал их бесстрашными и могучими борцами за правду Божию.
После убиения первомученика и архидиакона Стефана "произошло великое гонение на Церковь в Иерусалиме, и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии" (Деян. 8, 1).
Такова была сила духа и смелость апостолов, которым, конечно, грозила наибольшая опасность. Руками апостолов совершались великие чудеса, и они безбоязненно проповедовали о Господе Иисусе Христе. И это есть самое сильное доказательство факта Воскресения Христова, тот грандиозный переворот, который Он произвел в апостолах, а через них и во всей вселенной. На Нем держится вся культура последних двух тысяч лет. Потому что без Воскресения Христова не было бы никакого христианства и никакой христианской культуры.
"Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти. И наложили руки свои на апостолов, и заключили их в народную темницу. Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведши их, сказал: Идите, и ставши во храме, говорите народу все сии слова жизни" (Деян. 5, 17-20).
С великим дерзновением отвечали апостолы членам синедриона, требовавшим от них, чтобы не смели они проповедовать о Христе: "Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали" (Деян. 4, 19-20).
С ними был Христос, Которому дана всякая власть на небе и на земле, их устами говорил Дух Святой.
Пред двенадцатью галилейскими рыбаками стояла, казалось бы, невозможная задача выйти на неравную борьбу с целым языческим миром, с могучей Римской империей, с Грецией, давшей миру великих философов. И эту задачу, к изумлению всего мира, они победоносно исполнили и водрузили над новым миром крест Христов.
Так исполнилось великое обещание Спасителя: "И се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века".
И избранным народом Израильским во все дни Ветхого Завета руководила Божия сила. Этой силой был освобожден из египетского плена находившийся там в рабстве народ Израильский. Эта сила иссушила пред ними Чермное море и потопила в нем фараона, с огромным войском преследовавшего их. Эта сила изгнала из Палестины населявшие ее языческие народы, когда закончилось сорокалетнее странствование евреев в пустынях, и вошли они в землю обетованную. Эта сила защитила Иерусалим от неминуемой гибели, когда пришел к нему с огромным войском Рабсак, полководец ассирийского царя Сеннахирима, и издевался над верой евреев в защиту от Иеговы. За эту дерзость и кощунство он был наказан Тем, Кого поносил: в одну ночь Ангел Господень истребил сто восемьдесят пять тысяч человек в войске Рабсака и обратил его в паническое бегство.
Это повторялось и повторяется даже до наших дней.
В 626 году столица Византии Константинополь был в смертельной опасности от окруживших его с запада и востока скифов и персов. В ужасе и смятении весь народ со слезами молился Богу во Влахернском храме, а утром Патриарх Сергий погрузил ризу Пресвятой Богородицы в воды Босфора, – и внезапно поднялась буря, потопившая все вражеские корабли. В воспоминание этого чуда Божией помощи по молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы совершается доныне молебное пение, именуемое "Похвалой Богородицы" на пятой неделе Великого поста.
И наш стольный град Москву не раз спасали от грозных врагов сила Божия и заступничество Пресвятой Богородицы. В 1521 году татары под предводительством Махмет-Гирея произвели страшные опустошения и жестокости на пути к Москве. Великий князь Василий Иванович с народом и войском обратился с пламенной молитвой пред Владимирской иконой Богородицы, и вдруг татарам, собиравшимся сжечь Москву, показалось вокруг нее бесчисленное войско – и они бежали.
Итак, в судьбе целых народов, если чтут они Бога и во всем возлагают упование на Него, видим мы исполнение Христова обещания – "И се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века".
Но то же без сомнения относится и к каждому человеку, всецело возлюбившему Христа и усердно идущему по указанному Им пути. И его судьба, и все направление жизни всегда определяется благодатным воздействием Святого Духа, творящего в нем все доброе и чистое.
И никогда не бывает тщетной надежда на Бога. Только бы был человек достойным того, чтобы обитал в Нем Святой Дух, чтобы стал он храмом для Него, – тогда ни о чем не надо будет заботиться, и будет такой блаженный всецело проникнут святым словом пророка Давида, так сказавшего: "Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит и выведет как свет правду твою и справедливость твою, как полдень" (Пс. 36, 5-6).
Сохраним же навсегда в сердцах своих святое обетование Господа Иисуса: "И се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века".
Аминь.
Источники:
- Пасхальные проповеди Святителя Луки Симферопольского (Войно-Ясенецкого) (29 апреля 1951 г.,20 апреля 1952 г., 1953 г.)
- Пасхальная проповедь Митрополита Антония Сурожского, 1976 г.
Закон Божий, 1997
|