Сегодня трудно найти человека, который не видел татуировки. Но о том, что означает это слово, как оно появилось в нашем обиходе и какой несло и несёт в себе смысл знают немногие. Попытаемся и мы разобраться в этих вопросах.
Итак, слово «tatoo» является производным от таитянского слова «tatau» и маркезанского «ta-tu», что в переводе означает «знак», «рана», «отметка».
Первые образцы татуировок были найдены при раскопках египетских пирамид. На обнаруженных там мумиях, которым насчитывается по оценкам экспертов не менее 4 тысяч лет, отчётливо видны татуировки.
Считается, что нательные знаки у древних людей выполняли больше информативную (указывали знак племени, рода, социальный статус обладателя), охранительную (против болезней, бед, несчастий) и магическую функции, чем декоративную. Место расположения, узор, и размеры татуировки определялись обычаями и традициями племени. Татуировки наносили и также древние славяне, греки, галлы и германцы – но только для того, чтобы совершать магические ритуалы древнего культа.
На страницах Ветхого Завета татуировки однозначно соотносятся с языческими культами, их нанесение на тело осуждается, считается грехом. Об этом, в частности, ясно говорят библейские тексты: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Левит 19:28). «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими» (Второзаконие 14:1).
В приведенном стихе, действительно, воспрещается наносить на тело изображения накалыванием или втиранием красок, как это было распространено у языческих народов. Отношение к телу в богодухновенной ветхозаветной религии принципиально отличается от язычества. Чудесная связь тела, души и духа образует единого человека, сотворенного по образу Божию. Добродетели приносят благо не только душе, но и телу: «Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей» (Притч.14:30). Человеческое тело свидетельствует о премудрости и всемогуществе Творца. Библия говорит о поврежденности человеческого естества грехом, но о теле, как создании Божием, не высказывает ни одного пренебрежительного слова. Платон называл тело «темницей души», а св. апостол Павел говорит о «искупления тела нашего» (Рим.8:23). Поэтому Моисеев закон запрещал перенимать языческие обычаи. Специальное уродование тела, созданного Богом, является оскорблением Господа. «Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20).
Тема «начертаний на теле» было продолжена и в Новом Завете. Так, в Откровении Иоанна Богослова говорится: «Не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Библия, Откровение 14:11). Очевидно, неприятие татуировок в христианской культуре было связано не только с их «языческим» генезисом, но и концепция человека как «образа и подобия Божия», который оскверняется нанесением на тело каких-либо знаков.
«Украшение» осужденных на галеры
После того, как в Европе утвердилась христианская религия, татуировки практически исчезли – если не считать традиции клеймить преступников. К примеру, шулерам ставили на тело знак в виде шестигранника, осуждённым на галеры делали надпись «GAL», порочным женщинам накалывали лилию на плечо. Последний эпизод, к примеру, стал одним из элементов интриги романа Алексадра Дюма «Три Мушкетера», где подобный знак доставлял множество проблем главной антигероине – леди Винтер.
Тема татуировок была затронута и в знаменитом романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта», когда герои, путешествуя по Новой Зеландии, услышали о воинственных маори, растатуированных с ног до головы. Напомним, что маори постоянно вели между собой войны. Победители отрезали побежденным головы и складывали черепа на полку в свои жилищах, а также практиковали каннибализм. Считалось, что человек, съевший сердце поверженного врага, унаследует часть его жизненной силы.
О декоративных татуировках в Европе вновь вспомнили много веков спустя, когда мореплаватель Джеймс Кук открыл неизвестные прежде жителям Старого Света острова в Полинезии и Меланезии. Побывав в 1773 году на Таити, он с удивлением обнаружил, что жители острова используют татуировки, чтобы украсить свой внешний вид. Однако, никто не мог предположить, что когда-нибудь они станут элементом молодежной моды.
В XIX веке известнейший итальянский врач и один из основателей криминалистической науки Чезаре Ламброзо рассматривал нанесение татуировки как проявление атавизма и как признак нравственной неполноценности их носителей. Ламброзо считал, что татуировки чаще всего встречаются у прирождённых преступников и проституток.
Демонстрация превосходства или комплекс неполноценности?
Реальность, казалось, подтверждала его слова: татуировка длительное время была важнейшим атрибутом криминальной субкультуры. И в наше время на юридических факультетах и в школах милиции студенты и курсанты могут изучить целые атласы, посвященные значению того или иного рисунка у представителей преступного мира. Так, например, татуировка «парусник» говорит о том, что ее владелец – гастролирующий вор, а нанесённые на груди «череп», «деньги» или «ветка розы» означают, что человек длительное время занимался кражами, грабежами, разбоями, неоднократно судим, или является «вором в законе».
С начала 1960-х годов татуировка вошла в обиход молодежных группировок, действующих на грани закона, а часто ее и переходящих. Широкое распространение она получила среди байкеров, в среде которых в США часто имели хождение неонацистские идеи.
В Россию мода на татуировки пришла лишь в середине 1990-х годов. Этот период стал временем романтизации и героизации всего, что когда-то называли антиобщественным поведением. Именно тогда сам процесс нанесения татуировки приобрёл особую значимость, как показатель приобщения человека к групповым ценностям нетрадиционной культуры. Решающим фактором, побуждающим к нанесению татуировки, стало воздействие социальной среды. В новых условиях татуировка стала играть декоративную и демонстративную функцию. Их носители считали и считают, что демонстрируют своё превосходство, силу, незаурядность, уникальность. Однако, психологи считают, что татуировка часто скрывает присущий человеку комплекс неполноценности или агрессию.
Чем опасны татуировки: вред для здоровья и духовные риски
Сегодня стимулом к нанесению татуировки у законопослушных граждан может служить дань моде, либо же это результат давления, традиции, подражания, психического заражения или же следствие необдуманного поступка. Впрочем, есть закрытые статистические исследования, согласно которым, доля татуированной молодёжи из неблагополучных семей выше, чем из благополучных. Неудивительно, что, накалывая татуировку, они даже не задумываются над тем, что это может быть просто опасно. Как в физическом, так и в духовном смысле.
Начнем с рисков для физического здоровья. Многие не знают, что в результате многочисленных исследований было установлено, что некоторые краски для татуировок содержат краситель, являющийся очень сильным аллергеном. Его попадание в организм человека провоцирует развитие пожизненной аллергии на солнцезащитные кремы, болеутоляющие таблетки, a также на одежду и тени для век, в составе которых имеется данное вещество. Этот краситель может привести к развитию ряда дерматологических заболеваний. Опасность таят в себе и биотатуировки, выполняемые хной. Химический ингредиент парафенилендиамин, который нередко используют при нанесении узоров для получения на коже более темных рисунков, может спровоцировать кожные заболевания (дерматиты).
Теперь о рисках духовного плана. Многие люди, особенно молодые, будучи незнакомы со значением того или иного символа, наносят его на кожу просто потому, что он понравился. При этом большинство любителей татуировок не подозревает, что символы имеют духовный смысл. Так, например, существуют так называемые рунические татуировки, которыми современные неоязычники приписывают магические силы. Можно не верить в магию, но человеку, знакомому с историей, сразу становится понятно: тот, кто наносит такие символы на свое тело, «посвящает» его темным стихиям древности, соотносит себя с далеко не безобидными кровавыми ритуалами, которыми сопровождалось отправление языческих культов. Весьма двусмысленный характер имеют и татуировки-иероглифы, смысловая нагрузка которых также далеко не всегда бывает безобидна.
Константин Авраменко – специалист по лазерной оптике. Он выводит татуировки, естественно, пациенты рассказывают, почему они решили от них избавиться. Константин утверждает: наколки влияют на жизнь человека. По наблюдениям специалистов, тату изменяют жизнь 15 процентов людей – тех, кто по недомыслию сделал наколку сомнительного содержания. В этом он убедился на собственном опыте.
– Пришла ко мне девушка с китайским иероглифом, – рассказывает Константин. Она плакала и умоляла немедленно стереть татуировку. По ее словам, на нее сразу после нанесения рисунка посыпались несчастья. За год она потеряла работу, родила мертвого ребенка и от нее ушел муж. А последней каплей, чуть ни приведшей ее к самоубийству, стало групповое изнасилование пьяными хулиганами. Чуть-чуть оклемалась и прибежала сводить свою тату, которая, как я выяснил, означала слово «демон».
– Был у меня бывший десантник со сложной татуировкой: самолетики, крылья, парашют и смерть с косой. Он меня упрашивал за любые деньги стереть рисунок смерти. Я, говорит, реалист и никогда не верил в магию. Но когда я начал ходить с этой татухой, удача как будто ко мне спиной повернулась.
Подытоживает К. Авраменко:
– Не зря в Библии есть запрет: «Не украшайте тела свои рисунками и письменами». Также татуировки воспрещают Коран и Тора. С чего бы это три религии одинаково плохо относились к нательным наколкам? Значит, еще наши предки подметили угрозу, исходящую от тату.
Любопытно, что у некоторых африканских племен, придерживающихся языческих верований, до настоящего времени отсутствие татуировки является признаком неполноценности. Считается, что мужчина без нательного знака не станет удачливым охотником, а женщина не сможет создать семью. Наши предки расстались с подобными мировоззренческими установками больше тысячи лет назад, с тех пор, как была крещена Русь. Стоит ли нам теперь возвращаться в мир агрессивной языческой архаики, превращая свое тело в разукрашенный амулет?
– С древних времен татуировка наделялась магическими свойствами, – говорит кандидат психологических наук Ольга Кривцова. – Как, впрочем, и сегодня, если мы создаем некий символ (например, сейчас все думают над знаком рубля), то вкладываем в него определенный смысл и тем самым создаем вокруг него энергетическое поле. Таким образом, тату действует как «якорь» (триггер) – по терминологии известного ученого Ивана Павлова, это условный раздражитель, предшествующий безусловному, который включает внутренние эмоции и запускает действия, связанные со смыслом изображения. Как, например, включение красного света светофора заставляет пешехода или водителя остановиться. Сделав агрессивную тату – чёрта или вурдалака, – человек окружает себя барьером, который сложно преодолеть. Наколка постоянно напоминает ее обладателю: «Я сильный, злой и ненавижу мир». Некоторые психологи придерживаются мнения, что татуировка – часть механизма зомбирования, превращающего человека в носителя чужой воли.
Случается такое, что люди изображают на теле христианские святыни: храмы, иконы, кресты и т.д. Все это – отголоски недавнего прошлого. «Мода» на подобные изображения на теле появилась в местах лишения свободы, где томление духа весьма велико, а возможности заполнить духовную пустоту ограничены. Нередко случается видеть на одной руке изображение святыни, а на другой – изображение блудницы, а то и «вождя». Такое сочетание носит кощунственный характер.
Те, кто имеет татуировки на теле, должны понимать, что сделали ошибку. Если татуировка небольшая, то можно попытаться свести ее. Если же нет – она так и останется навсегда напоминанием о совершенном некогда неразумном поступке. В любом случае надо принести на исповеди покаяние в том, что вы своевольно исказили образ Божий, нанеся на тело татуировку.
Источники: Сайт популярной геополитики.