Что нового

  Календарь
  Полезное
  Фотогалерея
  Разговор по душам
  Контакты
 
 
Советы православного педагога
Советы православного врача
Основы православия
Паломничество
Постные рецепты
Полезные ссылки
Молитвы на каждый день
Расписание богослужений
Приходской листок
Курсы по работе с детьми-инвалидами
Для компьютера
 
 

    
Наука гомеопатия и православное понимание болезни
   
 

Резюме: Задача доклада - показать, что гомеопатия является наукой и подчиняется принципам построения любой научной дисциплины, а также показать схожее понимание болезни в Православии и гомеопатии.

Ключевые слова: гомеопатия, наука, закон подобия, хронические заболевания, православие.

православие, врач, гомеопатия, наука, закон подобия, хронические заболевания, православие, здоровье, болезни, гомеопат, статья, лямцино, николай чудотворец

1. Является ли гомеопатия наукой.

     Любая наука пытается проникнуть в суть явлений и понять законы, которые этими явлениями движут. Научившись использовать электричество, свет, гравитацию, химические связи, атом, мы не можем окончательно понять сущность этих явлений. Однако это не мешает находить лежащие в их основе законы и использовать их в практической деятельности.

    Интерпретация факта и выведение теории – важная и неотъемлемая составляющая научного знания, и помогает обобщению фактов и движению в определённом направлении, является помощником в прогнозировании явлений. Однако опасно строить свою практическую деятельность на основании умозрительных теорий, основанных на попытке понять и интерпретировать суть явлений, и не основанных на твёрдом законе. Таким образом, безуспешно пытаясь постичь сущность явлений, исследователь в естественных науках пользуется эмпирическим методом, обобщая связь между двумя группами явлений.

     На протяжении истории медицины можно проследить, как одна за другой появлялось множество часто взаимоисключающих теорий, основывающих своё лечение на предположении о причине болезни, исходя из современных на тот момент исследований и наблюдений. Очередной виток знаний, показывающий несостоятельность прежней теории или печальный лечебный опыт приводили к доминированию новой теории и новому лечению, которые также не долго держались под напором фактов.

     Также опасно в медицине строить лечебную систему на основании статистики лечения большого числа больных каким-то лекарством. Такая система не может быть всеобъемлющей из-за невозможности учесть множества факторов (сопутствующие заболевания, индивидуальное протекание заболевания у разных больных с одной нозологической единицей, внешние факторы и т.д.), и не может претендовать на лечение именно больного. Тогда каждый из них мечтал бы оказаться в группе с положительным действием лекарства.

     Знания, приобретённые современной медициной, а также сопутствующими дисциплинами очень важны для врача. Они помогают понять сущность процессов, происходящих в организме в норме и патологии, узнать механизм действия внешних факторов на организм и их последствия. Однако знать, что произошло в организме, как развивается болезнь, и умение её лечить – вещи разные. Когда в доме или в машине произошла поломка, мы часто понимаем что произошло и где, но чтобы её исправить – нужны навыки плотника, электрика или автомеханика.

     Как и для любой прикладной науки, в медицине недостаточно теоретического понимания происходящих процессов, а нужен закон, объединяющий явления, с помощью которого можно получать прогнозируемые результаты.

     Таким образом, для жизнеспособности любой лечебной системы нужен закон, который сможет соединить 2 феномена: естественной болезни и лекарства.

     Если бы гомеопатия строила своё лечение только на умозрительных теориях происхождения болезни, не имея в руках терапевтического закона, она бы потерпела поражение. Сущность болезни - это видоизменённая жизнь, и имеет динамическую природу. И как сущность жизни понять невозможно, так и сущность болезни будет ускользать при попытках её теоретического обоснования*.

     (*Отдельно здесь надо сказать о Гигиене. Когда фактор вывел из равновесия организм, но не произошло нарушение способности организма к саморегуляции и самовосстановлению (в гомеопатии понимаемой как жизненная сила), то гигиенические мероприятия без лекарств восстановят его, и здесь нет необходимости использовать терапевтический метод).

     Есть 2 условия, обязательных для любой естественной науки на право её называться таковой. Первое – это способность к безграничному прогрессу каждого из элементов без нарушения целостности системы. Это мы наблюдаем, в любой естественной науке, когда знания, относительно явлений постоянно растут, уточняются, но наука при этом по сути и структуре остаётся неизменной. При этом даже могут появляться более значительные обобщения, как, например, работы Ньютона или Энштейна в физике, поглотившие более частные законы, которые при этом не потеряли своего значения.

     Второе условие – возможность прогнозировать развитие событий внутри системы, то есть наука должна быть доказательной: дан закон и одна группа явлений. Нужно предсказать соответствующую ей группу других явлений. Так, например, была открыта планета Нептун Леверье и Адамсом. Был известен закон тяготения и необъяснимое отклонение траектории Юпитера от своей орбиты. Путём вычислений была предсказана планета, движущаяся по определённой орбите, что в дальнейшем подтвердилось физическими исследованиями. Это условие обязательно и для научной терапии: есть терапевтический закон и группа явлений, относящихся к естественной болезни – надо найти соответствующую группу явлений, относящиеся к лекарственной болезни (или к действию лекарства).

     Как и все эмпирические науки, гомеопатия основывается на двух независимых группах явлений, объединённых законом. Для этого она изучает феномен болезни, и феномен под названием лекарственное средство. Для изучения первого феномена гомеопатия с благодарностью использует достижения смежных наук, например, патологию, а для изучения второго – действие лекарственного средства на здоровый организм, где помимо прямых испытаний, гомеопатия также использует смежные знания, например, токсикологию. То есть накопление знаний в этих науках происходит независимо друг от друга. И только закон подобия открывает ценность этих знаний для научной терапии.

     Как целостная научная система, гомеопатия может совершенствоваться без ущерба ранее сделанных выводов. Основываясь, особенно в начале своего существования, большей частью на внешних физикальных данных, субъективных ощущениях и анамнезе, гомеопатия, по мере развития научной мысли пополняет свои знания современными методами диагностики, достижениями смежных наук, патологии, физики, химии, которые развиваясь, не изменяют её основополагающих принципов. Связь между проявлениями естественной и лекарственной болезни неизменно основывается на законе подобия: Similia similibus curantur.

     Можно предположить, что в дальнейшем закон подобия может быть поглощён или надстроен более всеобъемлющим законом, обобщением, однако при этом не утратит своего значения и силы.

     Второе условие – прогнозирование событий – в гомеопатии блестяще подтверждает исторический пример лечения впервые появившейся тогда в Европе эпидемии азиатской холеры (1831-1834гг), смертность от которой была ужасающей. Ганеман, ещё не столкнувшись лицом к лицу с этим заболеванием, по письменным описаниям болезни смог, основываясь на открытом им законе, безошибочно подобрать лекарства, специфичные для лечения холеры. Он разослал множество писем врачам с рекомендациями лечения, что не замедлило успешно подтвердиться на практике и принесло признание и славу гомеопатии. То есть если известны проявления болезни, то по закону подобия можно подобрать лекарство, необходимое для излечения, даже если с этой болезнью врач встречается впервые.

     Примером прогнозирования в гомеопатии являются также открытые выдающимся гомеопатом Герингом законы обратного развития болезни при правильном назначении лекарства: болезнь уходит сверху вниз, изнутри наружу и от более поздних симптомов к более ранним.

     Таким образом, Гомеопатия соответствует условиям научной дисциплины и является научно обоснованной терапией. Другое дело, что для успешного её применения от врача требуются глубокие знания физиологии, патологии, действия на организм лекарственных и токсических веществ, знания смежных наук, умение поставить диагноз и спрогнозировать развитие болезни. православие, врач, гомеопатия, наука, закон подобия, хронические заболевания, православие, здоровье, болезни, гомеопат, статья, лямцино, николай чудотворец

2. Православное понимание болезни и гомеопатия.

    Изучая Ветхий и Новый завет, мы видим, что подавляющее число болезней имеет причиной грех. Исключений немного (например, праведный Иов (Иов), слепорождённый (Ин. 9, 1-3)). В Евангелии мы читаем, что исцеление идёт вслед за прощением грехов (Лк. 5, 18-20, Ин. 5, 14).

     К этому же выводу пришёл основатель гомеопатии Ганеман, столкнувшись со стойкостью ряда заболеваний к лечению, подобранному по совокупности видимых поверхностных симптомов одной, ограниченной во времени болезни. Он потратил 2 года своей жизни на скрупулёзное изучение неизлечимых болезней, и одним из выводов, который он сделал, был тот, что эти отдельно взятые видимые симптомы одного случая не являются самостоятельным заболеванием, а являются частью более глубоко коренящейся болезни, которая обнаруживает себя чередой время от времени проявляющихся «отдельных заболеваний», как правило утяжеляющихся от случая к случаю. Он также выяснил, что возникнув однажды, это хроническое заболевание будет упорно прогрессировать до самой смерти человека, несмотря на сильную конституцию и благоприятные факторы внешней среды. Отсюда следует, что эти хронические заболевания имеют причиной постоянно существующий фактор (хронический миазм по Ганеману), который соединяясь с управляющей организмом жизненной силой и искажая её поддерживает рост и развитие хронических болезней.

     Ганеман, а также его величайшие последователи утверждали, что живой организм оживотворяется невидимой Жизненной силой, которая будучи в гармонии, управляет нашими разумом, чувствами и телом, и при заболевании первично поражается именно она. Он говорил, что «расстройство этой силы есть болезнь; её отсутствие - смерть». Будучи нематериальной, в нашем понимании (кто может пощупать или измерить её?), она может поразиться только таким же нематериальным фактором.

     Понятие жизненной силы есть и в Православии. Преподобный Иоанн Дамаскин в своём творении «Точное изложение православной веры», под жизненной силой подразумевает не повинующуюся разуму часть неразумной стороны души, «…которая называется и пульсовою, также сила, заключающая в себе семя, то есть способная рождать, также и сила растительная, которая называется и питающею; а ей принадлежит и сила, способствующая росту, которая и образует тела. Ибо эти управляются не разумом, а природой». То есть это сила, управляющая внутренней жизнедеятельностью организма, не подвластной разуму.

     Раскручивая цепочку развития огромного количества разнообразных клинических случаев, ошибочно принимаемых за чётко определённые заболевания, Ганеман обнаружил, что в основе их являлись чесоточные высыпания в прошлом (но не чесотка в современном понимании), подавленные или исчезнувшие по другим причинам. И это внутреннее чесоточное заболевание, трансформирующееся в многообразные формы, он назвал термином Psora. Передаваясь по наследству оно становится врождённым, приобретая таким образом наиболее прочную связь с жизненной силой.

     Psora при подавлении и исчезновении наружных проявлений давала начало развитию множества разнообразных, отличающихся друг от друга заболеваний, в том числе психических, общая причина которых подтверждалась: 1) наличием нескольких сходных для всех них симптомов, проявляющихся в процессе развития хронического заболевания; 2) излечением одним или несколькими сходными антипсорическими средствами; 3) при их правильном излечении чаще всего появлялась исчезнувшая когда-то кожная сыпь.

     Анализируя всё имеющееся разнообразие болезней, основатель и его последователи выяснили, что существует ещё 2 хронических миазма, которые вместе с Psora лежат в основе если не всех, то большинства хронических болезней (исключая профессиональные заболевания и заболевания, обусловленные нарушением экологии в широком смысле). Это Syphilis, или видоизменившаяся форма венерического заболевания (начинавшаяся с шанкра) и Sycosis, или кондиломатозное заболевание, вследствие подавления гонорейных выделений. Psora является наиболее древней и трудноизлечимой. В древности она представляла собой более или менее злокачественные формы проказы, которые обезображивали в основном наружные части тела, в средние века в Европе она бушевала под видом злокачественной рожи («Антонов огонь»), позже, благодаря гигиеническим и другим мерам наружные её формы настолько сгладились, что, к концу XV века существовали преимущественно в виде обычной чесоточной сыпи, что, однако, не уменьшило её грозную внутреннюю сущность. Успехи устранения её наружных проявлений привели к распространению вторичных нарушений: «Такого наплыва бесчисленных нервных болезней, неврологических состояний, спазмов, язв, патологических новообразований, дискразий, параличей, разрушений и увечий души, психики и тела не знали в стародавние времена, тогда, когда Psora в своём проявлении ограничивалась, по существу, только одним своим страшным кожным симптомом – проказой. И только лишь за последние несколько веков мир стремительно наводнили все эти душевные и телесные немощи и болезни, появившиеся вследствие только что изложенных причин» - Ганеман «Хронические болезни». И в это же время начинает распространяться другой хронический миазм – сифилис. В результате прямого слияния миазмов Psora и Syphilis и их передачи наследственным путём образуется туберкулёзный диатез или псевдоПсорный миазм, который является более опасным и разрушительным, чем миазм Psora, (кстати, микробами-возбудителями и проказы и туберкулёза являются микобактерии). А миазм Sycosis начинает «расцветать» и значительно распространяется в конце XIX, начале XX века, являясь болезнью похоти в самом широком смысле, так как редко приобретается иначе, нежели через половой акт.

     Учение Ганемана раскрывает истинную сущность и происхождение болезни, а именно то, что первоисточником всех хронических миазмов, а, следовательно, и болезней, является грех. А патогенные микроорганизмы, погодные и климатические условия и другие факторы являются вторичными, которые «садятся» на благоприятную почву или влияют на неё. Микробы могут быть причиной вторичных болезненных состояний, которые не развились бы без подготовленной действием греха и миазма почвы, и мы видим их избирательность. Патогенные микроорганизмы кроме того являются продуктом пагубной деятельности хронических миазмов, то есть образуются и видоизменяются в процессе развития хронических болезней в человечестве, о чём ещё говорил Дж. Г. Аллен в «Хронических миазмах», а сей час и мы наблюдаем это в виде появления новых инфекционных, в том числе эпидемических заболеваний.

     Греховная мысль зарождается в сердце, склоняя разум, которому подчиняется тело. Поэтому при болезни страдает и психика и тело. Закон является основой и внутренней сущностью жизни, поэтому нарушение закона приводит к извращению жизни. Несложно увидеть как нарушение заповедей отражается не только на душе, но и на теле, нарушая гармонию и соподчинённость Духа, души и тела человека и приводя к болезням. На уровне тела мы замечаем, как болезнь нарушая и дискоординируя функции организма и органов, приводит к нарушению их структуры.

     Дж. Г. Аллен, один из верных последователей Ганемана, длительно изучавший хронические миазмы, сравнивает и связывает Psora с первородным грехом, непослушанием Богу, повреждением природы человека и развившейся гордыней, два других – прежде всего с грехом прелюбодеяния. А анализируя психические проявления миазмов по мере их развития и взаимного отягощения при совместном существовании в организме, мы наблюдаем, как один грех порождает другой, (так лежащая в основе Sycosis похоть приводит к лживости и неискренности, а патологическое стремление к разрушению и убийству особо заметно проявляет себя на третичной стадии развития миазма Syphilis, и т.д.).

     В своей практике мы раз за разом убеждаемся, как опасно и бесполезно подавление первичных элементов кожной сыпи, шанкра и выделений, потому, что их появление означает то, что миазм уже полностью овладел организмом. Эти элементы являются бесплодной попыткой организма локализовать, элиминировать и справиться с заболеванием. При подавлении, эта наружная линия обороны будет сломлена, и болезнь переходит на более глубокий уровень. Также и неправильное понимание или игнорирование греха ведёт к тяжким последствиям.

     Например, стойкое подавление пота антиперсперантами, изменённого при хроническом заболевании, наружными средствами, может приводить к гидрадениту или папилломам, являющимся попыткой организма избавиться от токсинов, и если и эта линия обороны будет сломлена, например, удалением последних, то далее могут появиться опухоли в молочных железах. При подавлении венерического заболевания на первичной стадии, инфекционный агент может исчезнуть в лабораторных анализах, однако такой человек остаётся заразен, и при половом контакте «передаёт» вторичную стадию заболевания. Как часто, жёны «пролеченных» мужей начинают страдать хроническими цисто-уретритами, сальпингоофоритами, кондиломатозными разрастаниями, подавление, то есть неправильное лечение которых в свою очередь может приводить в дальнейшем к эндометриозу и более тяжёлым осложнениям. А переданные по наследству, они проявляются в виде всевозможных предрасположенностей, идиосинкразий, дискразий, диатезов, наследственных пороков и заболеваний, психических отклонений.

     Вот один из примеров осложнённого миазма Sycosis:

     1) Женщина 32 лет с ревматоидным артритом на цитостатиках и нестероидных противовоспалительных средствах, начавшимся резко 3 месяца назад с болей и припухлости в правом, затем в левом колене, потом в пальцах рук, в связи с чем врачи сначала заподозрили реактивный артрит. В анализах – микоплазмоз (что, наряду с таким характером поражений суставов показывает на вторичные проявления миазма сикоз). Половая жизнь с 19 лет, несколько партнёров. Незначительные вагинальные выделения, в 26 лет эрозия шейки матки, лечили… Это пример приобретения половым путём гонорейного миазма на вторичной стадии. На этой стадии могут быть вторичные инфекции (микоплазмы, уреаплазмы, гарднереллы и т.д.), которые свидетельствуют об изменённой урогенитальной среде. Один из партнёров мог «лечиться», и в анализах могло ничего не высеиваться, однако он всё равно оставался опасным носителем подавленного вторичного сикоза, который мог проявляться только каким-нибудь малозаметным, малобеспокоящим симптомом или симптомами (например, краснота головки полового члена с повышенным скоплением секрета под крайней плотью, единичная кондилома на гениталиях, чуть увеличенные л/у, хронический простатит, хронический катар горла или хронический синусит, патологические слизистые выделения из глаз и т.д.). У женщины на вторичной стадии могут быть незначительные, но стойкие выделения, либо появиться эрозия, при залечивании которой болезнь рано или поздно распространяется глубже.

     2) А вот случай, как мне кажется, хорошо иллюстрирующий обратное развитие хронического заболевания на примере гистологически, иммунобиохимически и трепанобиопсией подтверждённой генерализованной лимфомы из клеток маргинальной зоны CD20+ у 41-летнего мужчины на фоне совместного лечения гомеопатией и мабтерой (противоопухолевые моноклональные антитела). Интересно увидеть постепенно сменяющиеся патологические симптомы от более тяжёлых к более лёгким, где в процессе лечения, на фоне нормализующихся показателей крови генерализованная полиаденопатия сменилась локализованным увеличенным парааортальным лимфоузлом слева, то есть процесс локализовался, затем параректальным абсцессом, который вскрылся без хирургического вмешательства, а затем опоясывающим герпесом на спине. Клеток лимфомы не обнаружено. Кстати этому в молодости предшествовала залеченная гонорея, кондиломы, хронический простатит. У его отца в детстве остеомиелит, а в 40 лет обнаружена саркома – прожил после этого 6 лет. Кстати, этот мужчина ещё до начала лечения воцерковился, регулярно исповедуется и причащается.

     Таким образом, понимание сущности болезни в Православии и гомеопатии схожи. Мы также понимаем, что исцеление тела должно происходить параллельно с исцелением души, и врач в этом деле идёт рука об руку со священником. И это уже доказано многолетним сотрудничеством гомеопатии и Русской православной церкви в лице таких видных её иерархов как митрополит Филарет Московский, святитель Игнатий Брянчанинов, Иннокентий Московский, Кирилл Седмиезерский, Иоанн Кронштадский, Серафим Чичагов митрополит Петроградский, Патриарх Алексий I Симанский, Иоанн Крестьянкин, Николай Гурьянов и множества других, которые благословляли на лечение, а некоторые из них и сами лечили гомеопатическим методом и внесли существенный вклад в развитие и распространение гомеопатии.

                                                                  Бутенин М.А.

Список литературы:

1) Библия. – М: Российское Библейское общество, 1997. – 1338с.

2) Аллен Дж. Г. Хронические миазмы. – Смоленск: Гомеопатическая медицина, 2006. – 496с.

3) Амеке В. Возникновение гомеопатии и борьба против её распространения. – Смоленск: Гомеопатическая медицина, 2002. – 380с.

4) Бутенин А. М. Гомеопатия и Православие (слайд-фильм) // Монография – альбом иллюстраций к лекциям с большой вступительной статьёй и списком литературы. – М, 2004. – 335с., с илл.

5) Бутенин А. М., Бутенин М. А., Бутенин В.А. Акценты темы: Гомеопатия и Православие // Материалы XIV научно-практической конференции «Актуальные вопросы гомеопатии: место и возможности гомеопатического метода в практическом здравоохранении». – СПб, 2004. 22-24с.

6) Ганеман С. Хронические заболевания. – Смоленск: Гомеопатическая медицина, 2000. – 202с.

7) Опытъ новаго принципа для нахожденiя цълительныхъ свойствъ лъкарственныхъ веществъ Самуила Ганемана. Переводъ съ нъмецкаго съ предисловiемъ доктора медицины Л.Е. Бразоля. - С-Петербургъ, издание С-Петербургскаго Общества Врачей Гомеопатовъ, 1986. – 84с.

8) Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – 3-е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. – 592 с. (см 181-183с.)

9) Данхэм К. Гомеопатия – наука о лечении. – Смоленск: Гомеопатическая медицина, 2009. – 352с.

10) Кент Дж. Т. Лекции по философии гомеопатии. – М.: Гомеопатическая медицина, 2000. – 224с.

11) Клоуз Ст. М. Гений гомеопатии. – Смоленск: Гомеопатическая медицина, 2005. – 302с.

12) Чичагов Л.М. Медицинские беседы // Репринтное издание. – М.: Аванти, 1999., том1 – 680с.; том2-849с.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 
Евангельские чтения дня
 
   
 Copyright © 2007 Web-дизайн