Что нового

  Календарь
  Полезное
  Фотогалерея
  Разговор по душам
  Контакты
 
 
Советы православного педагога
Советы православного врача
Основы православия
Постные рецепты
Полезные ссылки
Молитвы на каждый день
Расписание богослужений
Приходской листок
Курсы по работе с детьми-инвалидами
Для компьютера
 
 
Православный пост
   
 

Православные посты существовали еще в ветхозаветные времена, христианство наполнило его новым содержанием. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что христианский пост Апостолы установили в подражание Моисею и Иисусу Христу, постившимся 40 дней в пустыне; отсюда и название главного и наиболее продолжительного христианского поста, приготовляющего нас к "Празднику праздников" - Святой Пасхе - Четыредесятница.

По святителю Иоанну Златоусту, обычай поста возник по мере ослабления ревности к Церкви и церковной жизни: вместо прежнего обычая апостольских времен причащаться каждый воскресный день за Литургией появилось обыкновение причащаться только в особо торжественные дни (например, в Великий Четверг - день евангельской Тайной Вечери - и на Св. Пасху).

Для того чтобы достойно подготовить себя к Евхаристии, отцы и учредили Четыредесятницу. Православные посты в древней Церкви были весьма строги и заключались или в совершенном неядении несколько времени, или в сухоядении ежедневном, но не раньше вечера.

С принятием христианства подобное строгое отношение к постам перешло и в Россию; вплоть до начала ХХ века во время Великого поста здесь считалось греховным посещать увеселительные зрелища, ходить в гости. Официальными указами закрывались мясные лавки и питейные заведения.

Появились монашество и монастыри, и православные посты вошли в число обетов монашества, даваемых при пострижении, и наряду с молитвой стал важнейшей составляющей монашеской жизни. Влияние монашества развило в православном русском народе любовь к постничеству.

Православные посты делятся на многодневные и однодневные.

К многодневным относятся:

  • пост св. Четыредесятницы, или Великий пост, который начинается за 7 недель до Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы, недели, предваряющей Пасху;
  • пост Апостолов Петра и Павла, иначе называемый Петров пост, или Апостольским. Этот пост подвижный: он начинается с понедельника через неделю после праздника Святой Троицы, то есть через 57 дней после Пасхи, и длится до праздника святых апостолов Петра и Павла (29 июня по старому стилю - 12 июля по новому).
  • Успенский пост (в просторечии - госпожинки, так как установлен в память Успения Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Успенский пост имеет строго определенные календарные рамки и длится с 1 по 15 августа по старому стилю (14 - 28 августа - по новому). Второй по строгости пост; ослабляется по субботам и воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня 6/12 августа;
  • Рождественский пост предваряет праздник Рождества Христова за 40 дней и потому также именуется Четыредесятницей. Иное название - Филиппов (или филипповки), так как в день его начала, 15/28 ноября, св. Церковь празднует память Апостола Филиппа. Этот пост усиливается с 20 декабря (2 января по новому стилю) - в предпразднество Рождества Христова - и достигает кульминации в последний день 24/6 января ("сочевник", или "сочельник"), в который принято поститься "до вечерней звезды".

К однодневным постам относятся:

  • пост в среду и пятницу ("пяток") в воспоминание предания Спасителя на страдание и смерть и самих страданий и смерти Его;
  • в некоторые среды и пятки поста нет: такова седмицы (семь дней, неделя) пасхальная, которая рассматривается как один светлый день;
  • седмица Св. Пятидесятницы, 9 неделя после Дня Св. Троицы);
  • так называемые святки т.е. 12 дней от Рождества Христова до Богоявления (Крещения), - кроме последнего дня (крещенский сочельник);
  • седмица мытаря и фарисея (первая седмица приуготовляющая к Великому посту);
  • седмица сырная (масленица);
  • строгий пост в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господна Иоанна - 29 августа/11 сентября;
  • строгий пост в праздник Воздвижения Креста Господня - 14/27 сентября;
  • пост в навечерие Богоявления господня - 5/18 января.

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО


Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. В поствование необходимо входить поэтапно, поначалу приучив себя к воздержанию от скоромной пищи в среду и в пятницу в течение всего года.

Желающие соблюдать пост, но чувствующие телесное недомогание, должны посоветоваться с врачом,
а затем — с опытным духовником, рассказав ему о своем духовном и физическом состоянии и о рекомендациях врача; духовник даст благословение держать пост с той или иной степенью уставной строгости.

Беременным женщинам необходимо очень осторожно относиться к совершению поста, постоянно советуясь как с врачом в консультации, так и с духовником.

Послабление в посте разрешается малолетним детям и путешествующим.

Святая Церковь учит выходить из поста так же постепенно, как и входить в него. Совершенно недопустим укоренившийся, к сожалению, обычай «набрасываться» на скоромное, объедаться мясом и упиваться вином — помимо телесного вреда это пагубно и в духовном смысле: постившийся в течение долгого времени фактически зачеркивает смысл своего пощения и моментально растрачивает с таким трудом приобретенные духовные блага.

Разговляться после длительных постов рекомендуется в день праздника после Божественной Литургии.

Существует шесть степеней строгости поста:

— все, кроме мяса (масленица); — вкушение рыбы; когда растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется растительным маслом, рыбой и рыбными продуктами;
— горячая (подвергнутая тепловой обработке) растительная пища, приготовленная с маслом (растительным), и растительное масло в натуральном виде;
— горячая растительная пища без масла; —холодная невареная растительная пища без масла, неподогретое питье (иногда называют сухоядением);
— полное воздержание от пищи — запрещена любая пища, допустима только вода.

В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом, которое в православных календарях обычно называют елеем.

На соблюдение в определенные дни либо по личной потребности более строгой степени поста, нежели определено Уставом, необходимо взять благословение духовника.

За текст спасибо сайту http://www.dobryipost.ru

Святоотеческие наставления
о православном посте:

Святитель Василий Великий:
"При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла..."

Святитель Феофан Затворник:
"Закон постничества такой: в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое себе угодие отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя всё во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовию труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхах, в утешениях взаимообщения".

Св. Иоанн Златоуст:
"Пост есть лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться. Нужно знать и то, в какое время должно принимать его, и количество самого лекарства, и телосложение того, кто принимает, и свойство страны, и время года, и приличный род пищи и многое другое. И если одно что-нибудь будет оставлено без внимания, то повредит всему прочему, о чём сказано. Если же для нас нужна такая точность, когда надобно лечить тело, то тем более необходимо со всею строгостию разбирать и рассматривать всё, когда лечим душу и врачуем помыслы".

Преподобный Варсонофий Оптинский:
"Пост, возбуждая к молитве, как-то особенно ненавистен врагу: приходят ко мне на совет или на исповедь - между прочим, советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснётся поста: не хочу, не могу и прочее, и прочее... Вот как враг ненавидит святой пост: возбуждает против поста, не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 
Евангельские чтения дня
 
   
 Copyright © 2007 Web-дизайн