Православные посты существовали еще в ветхозаветные времена, христианство наполнило его новым содержанием. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что христианский пост Апостолы установили в подражание Моисею и Иисусу Христу, постившимся 40 дней в пустыне; отсюда и название главного и наиболее продолжительного христианского поста, приготовляющего нас к "Празднику праздников" - Святой Пасхе - Четыредесятница.
По святителю Иоанну Златоусту, обычай поста возник по мере ослабления ревности к Церкви и церковной жизни: вместо прежнего обычая апостольских времен причащаться каждый воскресный день за Литургией появилось обыкновение причащаться только в особо торжественные дни (например, в Великий Четверг - день евангельской Тайной Вечери - и на Св. Пасху).
Для того чтобы достойно подготовить себя к Евхаристии, отцы и учредили Четыредесятницу. Православные посты в древней Церкви были весьма строги и заключались или в совершенном неядении несколько времени, или в сухоядении ежедневном, но не раньше вечера.
С принятием христианства подобное строгое отношение к постам перешло и в Россию; вплоть до начала ХХ века во время Великого поста здесь считалось греховным посещать увеселительные зрелища, ходить в гости. Официальными указами закрывались мясные лавки и питейные заведения.
Появились монашество и монастыри, и православные посты вошли в число обетов монашества, даваемых при пострижении, и наряду с молитвой стал важнейшей составляющей монашеской жизни. Влияние монашества развило в православном русском народе любовь к постничеству.
Православные посты делятся на многодневные и однодневные.
К многодневным относятся:
- пост св. Четыредесятницы, или Великий пост, который начинается за 7 недель до Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы, недели, предваряющей Пасху;
- пост Апостолов Петра и Павла, иначе называемый Петров пост, или Апостольским. Этот пост подвижный: он начинается с понедельника через неделю после праздника Святой Троицы, то есть через 57 дней после Пасхи, и длится до праздника святых апостолов Петра и Павла (29 июня по старому стилю - 12 июля по новому).
- Успенский пост (в просторечии - госпожинки, так как установлен в память Успения Госпожи нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Успенский пост имеет строго определенные календарные рамки и длится с 1 по 15 августа по старому стилю (14 - 28 августа - по новому). Второй по строгости пост; ослабляется по субботам и воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня 6/12 августа;
- Рождественский пост предваряет праздник Рождества Христова за 40 дней и потому также именуется Четыредесятницей. Иное название - Филиппов (или филипповки), так как в день его начала, 15/28 ноября, св. Церковь празднует память Апостола Филиппа. Этот пост усиливается с 20 декабря (2 января по новому стилю) - в предпразднество Рождества Христова - и достигает кульминации в последний день 24/6 января ("сочевник", или "сочельник"), в который принято поститься "до вечерней звезды".
К однодневным постам относятся:
- пост в среду и пятницу ("пяток") в воспоминание предания Спасителя на страдание и смерть и самих страданий и смерти Его;
- в некоторые среды и пятки поста нет: такова седмицы (семь дней, неделя) пасхальная, которая рассматривается как один светлый день;
- седмица Св. Пятидесятницы, 9 неделя после Дня Св. Троицы);
- так называемые святки т.е. 12 дней от Рождества Христова до Богоявления (Крещения), - кроме последнего дня (крещенский сочельник);
- седмица мытаря и фарисея (первая седмица приуготовляющая к Великому посту);
- седмица сырная (масленица);
- строгий пост в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господна Иоанна - 29 августа/11 сентября;
- строгий пост в праздник Воздвижения Креста Господня - 14/27 сентября;
- пост в навечерие Богоявления господня - 5/18 января.
Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. В поствование необходимо входить поэтапно, поначалу приучив себя к воздержанию от скоромной пищи в среду и в пятницу в течение всего года.
Желающие соблюдать пост, но чувствующие телесное недомогание, должны посоветоваться с врачом,
а затем — с опытным духовником, рассказав ему о своем духовном и физическом состоянии и о рекомендациях врача; духовник даст благословение держать пост с той или иной степенью уставной строгости.
Беременным женщинам необходимо очень осторожно относиться к совершению поста, постоянно советуясь как с врачом в консультации, так и с духовником.
Послабление в посте разрешается малолетним детям и путешествующим.
Святая Церковь учит выходить из поста так же постепенно, как и входить в него. Совершенно недопустим укоренившийся, к сожалению, обычай «набрасываться» на скоромное, объедаться мясом и упиваться вином — помимо телесного вреда это пагубно и в духовном смысле: постившийся в течение долгого времени фактически зачеркивает смысл своего пощения и моментально растрачивает с таким трудом приобретенные духовные блага.
Разговляться после длительных постов рекомендуется в день праздника после Божественной Литургии.
Существует шесть степеней строгости поста:
— все, кроме мяса (масленица); — вкушение рыбы; когда растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется растительным маслом, рыбой и рыбными продуктами;
— горячая (подвергнутая тепловой обработке) растительная пища, приготовленная с маслом (растительным), и растительное масло в натуральном виде;
— горячая растительная пища без масла; —холодная невареная растительная пища без масла, неподогретое питье (иногда называют сухоядением);
— полное воздержание от пищи — запрещена любая пища, допустима только вода.
В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом, которое в православных календарях обычно называют елеем.
На соблюдение в определенные дни либо по личной потребности более строгой степени поста, нежели определено Уставом, необходимо взять благословение духовника.
За текст спасибо сайту http://www.dobryipost.ru
Святоотеческие наставления
о православном посте: |
Святитель Василий Великий:
"При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла..."
Святитель Феофан Затворник:
"Закон постничества такой: в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое себе угодие отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя всё во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовию труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхах, в утешениях взаимообщения".
Св. Иоанн Златоуст:
"Пост есть лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться. Нужно знать и то, в какое время должно принимать его, и количество самого лекарства, и телосложение того, кто принимает, и свойство страны, и время года, и приличный род пищи и многое другое. И если одно что-нибудь будет оставлено без внимания, то повредит всему прочему, о чём сказано. Если же для нас нужна такая точность, когда надобно лечить тело, то тем более необходимо со всею строгостию разбирать и рассматривать всё, когда лечим душу и врачуем помыслы".
Преподобный Варсонофий Оптинский:
"Пост, возбуждая к молитве, как-то особенно ненавистен врагу: приходят ко мне на совет или на исповедь - между прочим, советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснётся поста: не хочу, не могу и прочее, и прочее... Вот как враг ненавидит святой пост: возбуждает против поста, не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты
|
|